История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Естественное право,

    Содержание материала

    Естественное право,

    право бытия, основная норма, препозитивное право, метафизическое право и т. д. — это, по Марчичу, не «правовые явления», не «правовые феномены»; все они относятся к миру бытия, правовой смысл которого в мире явлений выражается (проявляется) в виде позитивного права. «Позитива- ция, — писал он, — есть смысл естественного права. Хотя человек имеет обрывочное и нечеткое представление о праве бытия, но он очень хорошо может разглядывать праформы: позитивное право необходимо ради права бытия. Это проистекает из того, что, хотя позитивное право предполагает право бытия, но и право бытия, со своей стороны, не может надлежаще действовать без позитивного права. Позитивное право есть институция естественного права, его институционализация; «позитивно» и «институционально» — это в своей основе синонимы. Позитивное право буквально репрезентирует (представляет) естественное право».

    Такая концепция соотношения естественного и позитивного права в качестве препозитивного и позитивного модусов одного и того же (т. е. права) предполагает их сущностное единство. Данное обстоятельство Марчич стремится отразить и в тех определениях сущности права, которые он формулирует. «Право, — писал он, — есть устойчивый порядок норм и актов их осуществления, которые делают возможной и поддерживают совместную жизнь людей, предотвращая коллизии в действиях товарищей по порядку, разрешая и устраняя возникающие конфликты». Данное общее определение, имеющее в виду право вообще (т. е. и естественное, и позитивное право), применительно к позитивному праву конкретизируется следующим образом: «Позитивное право есть порядок общности с устойчивой властью порядка, которая, будучи в общем и целом действеннее любой другой власти, посредством всей системы норм и прочих актов порядка широко и основательно управляет всеми жизненными отношениями всех товарищей по порядку соответственно человеческому достоинству и без коллизий».

    В обеих дефинициях сущность права определяется как «порядок» в его онтологической трактовке. В определение же позитивного права вводятся два новых момента: во-первых, необходимый позитивный момент — «власть порядка» (т. е. публичная власть, устанавливающая данный позитивный правопорядок); во-вторых, естественноправовой момент — соответствие (позитивных установлений и деятельности власти) «человеческому достоинству».

    Онтологическая концепция права Р. Марчича, таким образом, остается — при всех своих новациях — в рамках традиционной проблематики различения и соотношения естественного и позитивного права. Внешнее согласование этих двух разнородных типов права (естественного и позитивного права) в виде соотношения препозитивной и позитивной форм права не снимает, как и в других естественно-правовых концепциях, принципиальных внутренних противоречий между ними.


    Please publish modules in offcanvas position.