История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Отличие личности от индивида

    Содержание материала

    Отличие личности от индивида

    В своем персоналистическом учении о свободе человека Бердяев отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, несвободная, а личность — категория духовная, свободная. Именно в качестве личности человек есть микрокосмос, универсум, а не часть или атом какого-то внешнего целого (космоса, общества, государства и т. д.). «Личность, — подчеркивал Бердяев, — есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает, подобно индивидуализму, эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием».

    Личность — самоценность и самоцель, идеал человека, категория аксиологическая, ценная своими самобытными, творческими актами. Если индивид в своем поведении более детерминирован внешними условиями и «больше подчинен общеобязательному закону», то «личность иррациональна», она «должна быть исключением, никакой закон не применим к ней».

    У человека есть два пути выхода из своей замкнутости. Первый путь, путь объективации, т. е. выход в посюсторонний мир, в царство Кесаря, в реальность общества и государства с их общеобязательными формами, нормами, институтами и т. д., — это потеря личности, отчуждение человеческой природы, выброс человека в объективный мир зла, несвободы, несправедливости и рабства — рабства человека у бытия, у Бога, у природы, у цивилизации, у общества, у государства, у собственности и денег, у коллективизма, национализма и войны.

    Второй, духовный путь, т. е. реализация личности в человеке, это путь самоопределения, постоянного трансцендирова- ния, перехода к транссубъективному (духовному, но не объективному) миру — к жизни в свободе, к экзистенциальной встрече с Богом, с другими личностями, с внутренним существованием мира, к экзистенциальному общению и коммюнотар- ной общности (противоположной объективному обществу). И Бог — это не некая объективная реальность вне и над человеческой личностью, не объективация универсальной идеи (все объективное — зло и бездуховно), а существует как личность в экзистенциальной встрече с ним человеческой личности. Разного рода сверхличные, коллективные личности (общество, государство и т. д.) — это, по Бердяеву, иллюзия, порождение объективации и отчуждения человеческой природы. «Объективных личностей нет, — подчеркивает он, — есть лишь субъективные личности. И в каком-то смысле собака и кошка более личности, более наследуют вечную жизнь, чем нация, общество, государство, мировое целое».


    Please publish modules in offcanvas position.