История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Принцип равенства

    Содержание материала

    Принцип равенства

    Политическими правами обладают только граждане. Граждане равноправны, но сам принцип равенства трактуется Платоном аристократически — в виде требования «геометрического», а не простого «арифметического» равенства. «Ибо для неравных, — отмечает Платон, — равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера».

    Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Стоять у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они, прежде всего, «стражи законов».

    Значительной властью обладает выборный Совет из 360 членов (по 90 человек от каждого класса). Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должност- ныхлиц.

    Все кандидаты на должности проходят докимасию — своеобразную проверку правомерности их претензий.

    Кроме перечисленных высших органов государства Платон предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган — особое «ночное собрание» из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства.

    Платон в «Законах» различает два вида государственного устройства: один — где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы. Речь при этом идет о справедливых законах — «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть. «Мы признаем, — пишет Платон, — что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя».

    Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой — свободу управляемых. Учету подлежат также география местности, климат, почва и т. п. «И невозможно, — подчеркивал Платон, — устанавливать законы вразрез с местными условиями». Большое значение он придает разработке и изучению науки о законах: «Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах».

    В проекте второго по достоинству государства основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи.

    Во имя незыблемости законов Платон объявляет войну всякого рода новшествам, идущим от поэтов, произвольных изменений в детских играх, сношений с другими государствами.

    На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. Правосудие, однако, не является в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной структурой. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, прича- стны и все граждане государства. Платон выступает за активность суда, считая безгласного судью плохим отправителем правосудия. Предусматривается защита по делам.

    Существенное значение Платон придавал идеологической обработке населения проектируемого государства путем внушения ему представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов, суровых загробных карах за их нарушение и т. д. Комплекс философско-мифологических воззрений, которые должны быть внушены населению, предстает, по существу, в виде общеобязательной государственной религии, нацеленной на достижение единомыслия граждан и упрочение социально-политического строя и законопорядка проектируемого государства.


    Please publish modules in offcanvas position.