История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Нормативный элемент шариата

    Содержание материала

    Нормативный элемент шариата

    Нормативный элемент шариата включает две основные разновидности предписаний, отличающихся друг от друга характером их закрепления в Коране и сунне. Одни из них — имеющие ясный смысл и однозначно понимаемые положения данных священных источников. К этой группе относятся практически все правила исполнения мусульманами своих религиозных обязанностей, а также небольшое число точных норм, регулирующих мирские взаимоотношения людей (вопросы брака, семьи и наследования).

    К другой группе норм шариата относятся те предписания Корана и сунны, которые отличаются многозначностью либо устанавливают не конкретные правила поведения, а общие рамки, ориентиры, принципы. Причем по вопросам мирских взаимоотношений людей такие неоднозначные или общие положения заметно преобладают в указанных священных текстах.

    Главное отличие этих норм шариата в том, что они неодинаково понимаются различными направлениями мусульманской правовой мысли. Толчком к ее формированию стало представление о том, что в шариате надо искать ответы на        вопросы, с которыми могут столкнуться мусульмане. Отсюда вытекала необходимость осмыслить Коран и сунну Пророка как источники, определяют не только отдельные нормы, но и указывают направления поиска правил поведения по непредусмотренным ими случаям.

    Становление мусульманско-правовой мысли шло по нескольким направлениям. Прежде всего оно включало запись и составление сборников хадисов. Среди них одним из самых авторитетных является «Сахих» имама Аль-Бухари (810—870), представляющий собой систематизацию более 7 тысяч преданий по предметному принципу. Одновременно постепенно вырабатывались способы толкования многозначных положений Корана и сунны, а также приемы рационального формулирования норм в случае молчания этих источников. Обоснование такой возможности было найдено в самом шариате, в частности в знаменитом предании о разговоре Мухаммеда со своим сподвижником Муазом, назначенным судьей в Йемен: «По чему ты будешь судить?» — спросил Пророк. «По Писанию Аллаха», — отвечал Муаз. «А если не найдешь?» — поинтересовался Пророк. «По сунне посланника Аллаха», — сказал Муаз. «А если и там не найдешь?» — вопрошал Пророк. «То буду судить по своему мнению, не пожалев сил на поиск верного решения», — отвечал Муаз. «Хвала Аллаху, наставившему тебя на угодный Ему путь!» — воскликнул Пророк.

    Поиск правил поведения на основе рационального толкования многозначных положений или самих общих постулатов и принципов, предусмотренных Кораном и сунной, либо в случае пробельности этих источников получил название иджтихада (букв.: «усердие», «прилежание», «настойчивость»). Его суть в том, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти ответ, который соответствовал бы смыслу шариата. Поэтому мусульманские правоведы полагают, что муджтахид (облеченный правом на иджтихад знаток шариата) не создает новое правило поведения, а лишь ищет и «извлекает» его, обнаруживает решение, изначально содержащееся в шариате, — если не в его точных положениях, то в его многозначных предписаниях или общих принципах и целях. Таким образом и формируется подавляющее большинство норм, регулирующих мирские взаимоотношения людей.


    Please publish modules in offcanvas position.