История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Никита Михайлович Муравьев

    Содержание материала

    Никита Михайлович Муравьев

    Со своими проектами конституции выступил глава Северного общества Никита Михайлович Муравьев (1795—1843). Он родился в Петербурге, в семье, принадлежащей к крупной землевладельческой аристократии. Домашнее образование он получил под руководством отца, который был воспитателем царевичей Александра и Константина и попечителем Московского университета. Учился в университете на математическом факультете, не окончив который ушел добровольцем в действующую армию в 1812 г.

    Политико-социальные взгляды Н. М. Муравьева сложились под влиянием французских просветительских и политических учений, а также трудов греко-римских мыслителей и русских писателей и историков. Муравьев увлекался отечественной историей. Особенно серьезное влияние оказал на него исторический труд Н. М. Карамзина, хотя в их политических позициях обнаружились серьезные разногласия. Анализу политических взглядов Карамзина Муравьев посвятил специальное исследование.

    В              г. по возвращении из Парижа в Москву Муравьев

    становится членом нескольких оппозиционных организаций: масонской ложи «Трех добродетелей», «Союза спасения», «Союза благоденствия», а затем и главой Северного общества. Арестован он в декабре 1825 г., осужден по первому разряду и приговорен к каторжным работам на двадцатилетний срок. Умер в 1843 г. и похоронен в селе Урик Иркутской губернии.

    Свою политическую и социальную программу Муравьев изложил в трех проектах конституции, последний из которых, называемый тюремным, написан уже в тюрьме по требованию следственных властей и является в некоторых вопросах более радикальным. В этом проекте Муравьев подробно остановился на проблемах судоустройства и судопроизводства. Свою Конституцию он здесь называет Уставом.

    Муравьев хорошо знал конституции американских штатов, Декларацию и конституции революционной Франции.

    Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения. С позиций школы естественного права и теории договори ого происхождения государства он осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. Самодержавие несовместимо со здравым смыслом, ибо всякое повиновение, основанное на страхе, не достойно ни разумного правителя, ни разумных исполнителей. «Опыт всех народов доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и общества; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого разсудка», ибо невозможно согласиться с тем, «чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой». В настоящее время «все народы европейские достигают законов и свобод. Более всех их народ русский заслуживает и то и другое». «Русский народ — свободный и независимый — не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя». Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. «Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал Монтескьё, а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека... Всякие иные законы есть злоупотребление, основанное на силе, но сила никогда не устанавливает и не обеспечивает никакого права».

    Первым мероприятием в ряду преобразований, провозглашенных Муравьевым, была отмена крепостного права. «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным». В тюремном варианте проекта конституции предусмотрен и порядок ликвидации крепостной зависимости: одновременно с личным освобождением «помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия... и по две десятины на каждый двор для оседлости их». В случае успешного хозяйствования крестьяне имеют право «приобретать землю в потомственное владение». Никаким выкупом освобождение крестьян в тюремном проекте Муравьева не сопровождалось.

    Все сословия, равно как и разделение людей на 14 классов (имеется в виду Табель о рангах), отменяются и «заменяются названием гражданина Рускаго». Все жители России объявляются равноправными, «гражданские чины и классы уничтожаются». Учреждается единая система налогов, которые платят все россияне с 18 и до 60-летнего возраста, провозглашаются равные для всех права и свободы: свобода слова, совести, передвижения и занятия любым делом и т. д. Каждый имеет право заниматься тем промыслом, который «кажется ему выгоднейшим», и «всякий русский имеет право ехать куда ему угодно и делать все то, что не ограничено и не запрещено законом», а также «излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам». Признать ту или иную книгу «вредной» можно не иначе как по суду.

    Граждане имеют право «составлять всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого ни позволения, ни утверждения: лишь бы действия оных не были противуказ- ными». Всем гражданам предоставляется полная свобода совести.

    Каждый гражданин может обращаться со своими жалобами и пожеланиями в Народное вече, к императору и правителям держав.

    Формой правления, наилучшей именно для России, Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля органов власти и управления в государстве.


    Please publish modules in offcanvas position.