Социология управления - Практический раздел - А.И. Кравченко - Подсистема «менеджмент»

    Содержание материала

    Подсистема «менеджмент»

    имеет в качестве своей ключевой задачи эффективное достижение целей организации, исключающее нерациональное использование времени, ресурсов и сил. Для этого производится глубокий анализ специфичных для каждой организации проблем во всех сферах и областях ее деятельности и выделяются те из них, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов.

    К какой бы организационной подсистеме ни относились цели, они прежде всего должны быть грамотно определены. Опыт в сфере организационного целеполагания позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Итак, цели должны быть:

    1) достижимыми (нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что негативно сказывается на деятельности организации в целом);

    2) гибкими (должна присутствовать возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении);

    3) измеримыми (цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или оценить, была ли цель достигнута; если цели неизмеримы, они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты);

    4) конкретными (обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации);

    5) совместимыми (цели должны быть совместимы во времени (так, долгосрочные цели организации должны соответствовать ее миссии, а краткосрочные цели — долгосрочным) и не противоречить друг другу);

    6) приемлемыми для основных субъектов влияния. Отметим, что деятельность управленцев носит

    многоцелевой характер: наряду со стратегическими задачами им приходится решать большое количество текущих и оперативных, а кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные, технические и другие цели. Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению

    их состава не способна обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. Поэтому важно уметь классифицировать цели, что позволяет не только конкретизировать задачи целеполагания, но и использовать соответствующие методы их решения. Один из возможных вариантов классификации целей представлен в таблице I368.

    Таблица 1

    Классификация целей менеджмента

    Критерии классификации

    Группы целей

    Период установления

    Стратегические

    Оперативные


    Тактические


    Содержание

    Экономические

    Социальные


    Организационные

    Технические


    Научные

    Политические

    Структура

    Маркетинговые

    Производственные


    Инновационные

    Финансовые


    Кадровые

    Административные

    Среда

    Внутренние

    Внешние

    Приоритетность .

    Особо приоритетные

    Прочие


    Приоритетные


    Измеримость

    Количественные

    Качественные

    Повторяемость

    Постоянные (повторяющиеся)

    Разовые

    Иерархии

    Организации

    Подразделения

    Стадии жизненного цикла

    Проектирование и создание объекта

    Зрелость объекта


    Рост объекта

    Завершение



    жизненного цикла



    объекта


    Очевидно, что в любой организации с различными структурными подразделениями и несколькими уровнями управления складывается иерархия целей. В общем смысле применительно к социальной системе иерархия представляет собой принцип ее вертикального строения, который проявляется в пирамидальном и многоуровневом строении властных отношений, концентрации власти, властных полномочий и ответственности на верхних ступенях управленческой пирамиды. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что: (1) цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют долгосрочный временной интервал достижения; (2) цели более низкого уровня являются своеобразными «средствами достижения» целей более высокого уровня. В организации иерархия целей играет очень важную роль, ибо она устанавливает ее структуру и обеспечивает ориентацию деятельности всех организационных подразделений на достижение целей верхнего уровня: если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, ^75

    вносит необходимый вклад в достижение общеорганизационных целей. Зачастую иерархия организационных целей описывается или изображается в виде т. н. «дерева целей», в котором осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели.


    Please publish modules in offcanvas position.