Социология управления - Практический раздел - А.И. Кравченко - финансово-промышленная группа

    Содержание материала

    финансово-промышленная группа

    В России получает распространение и такая организационная форма объединения предприятий, как финансово-промышленная группа (ФПГ)—зарегистрированная на федеральном уровне группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных учреждений, объединение материальных ресурсов и капитала которых проведено на условиях «Положения о ФПГ и порядке их создания». Головной организацией ФПГ может быть как промышленное предприятие, так И банк или инвестиционный институт. ФПГ отличают следующие особенности: целенаправленная концентрация ресурсов, перекрестное владение акциями, привлечение долгосрочных инвестиций, совместная организация маркетинга, высокая степень управленческой автономии и в то же время совместное решение крупных проблем. ФПГ призваны решать проблемы концентрации ресурсов и мобильного управления ими.

    Помимо определенных правовых форм предприятий, входящих в корпорацию, каждое объединение выстраивает свою организационную структуру. Большое влияние на структуру корпорации оказывает масштаб фирмы и рынки, на которых она действует. Так, исследования Боннского института экономики позволили выявить зависимость между диверсификацией, рентабельностью и организационными структурами (см. рис. 6.7).

    Рис. 6.7. Доходность предприятия в Зависимости от степени его диверсификации и вида организационной структуры


    Профессор Карус определяет зависимость структуры корпорации от количества предприятий, входящих в корпорацию, и количества выпускаемых продуктов следующим образом: при росте количества предприятий и продуктов организационная структура корпорации изменяется от функциональной через дивизиональную и стратегический холдинг—к финансовому холдингу. Последний подразумевается как структура для аккумулирования и маневрирования ресурсами, в первую очередь финансовыми, созданная с целью осуществления инвестиций и проведения инноваций (см. рис. 6.8).

    Количество предприятий


    Рис, 6.8. Смена организационно-структурных форм при росте корпорации

    Профессор Виссема приводит следующий порядок смены организационных форм корпорации в зависимости от динамизма и дифференциации продуктов и рынка и степени функционального динамизма и синергии. При увеличении первого параметра и уменьшении второго корпорация приобретает следующую структуру: сначала предприятие имеет функциональную структуру, которая сменяется функциональной организацией с продуктовыми группами, потом выделяются сбытовые подразделения. Затем организация приобретает матричную структуру, на смену которой приходят самостоятельные подразделения с центральным аппаратом. Следующим этапом является структура подразделений с децентрализованным аппаратом. При малой степени синергетических связей и функционального динамизма и значительной дифференциации продуктов и рынков корпорация вырождается в конгломерат.


    Please publish modules in offcanvas position.