комментарии 9
435 Шилова В.А. История и современное состояние деловых игр. Типология школ и направлений. Игротехника // Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия / Составитель и научный редактор Кравченко А.И. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 407.
436 При разработке методик были использованы следующие научно-практические направления:, инноватика; метод
ОДИ; тренировка групповых отношений по методу Лоренса и Гордона; метод интенсивного обучения иностранным языкам с использованием «психологического погружения», разработанный болгарским психологом Г. Лозановьш; социально-психологический тренинг, одним из создателей которого считается американский психолог С. Роджерс.
437 Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний). Практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 311.
438 Увеличение социальной активности участников инновационных игр достигается путем создания личной заинтересованности в результатах, или «мотивированием». Именно такое заинтересованное участие в работе позволяет снять психологические барьеры и без утомления работать по 14 часов в сутки в течение целой недели.
439 Более подробно см.: Дудченко B.C., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социологические исследования. 1990, № 12; Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. М., 1996; Дудченко B.C. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие. М., 1996.
440 Подробнее см.: Дудченко B.C., Масалков И.К. Решение региональных проблем игровыми методами // Социологические исследования. 1991, № 7; Дудченко B.C. Из опыта подготовки профессиональных консультантов в России // Социологические исследования. 1996, № 5; Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии // Социологические исследования. 1993, № 7; Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М., 1994.
441 Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М., 1994.
442 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 118.
443 Ансамблевые игры обязаны своим происхождением инновационным играм, а точнее их «приземляющему» постигровому эффекту (речь идет о попытках внедрения инноваций на предприятии, и об отторжении игровых наработок персоналом, не участвовавшем в игре). Ансамблевые игры появились, таким образом, как средство борьбы с этим эффектом. Их суть заключалась в том, чтобы, решая проблемы предприятия, формировать одновременно ансамбль единомышленников из тех команд, которые приглашались на игру.
444 р
Более полное и детальное описание концептуальных, организационных и сюжетных отличий одного типа игр от другого представлено в книге: Красовский Ю.Д. 'Управлениеповеден нем в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний). ое пособие. М.: ИНФ-
РЛ-М. 1997. С. 316-31ческое пособие. М.: ИНФ-
РЛ-М. 1997. С. 316-317.
44:> Шилова В.А. История и современное состояние делопых игр. Типология школ и направлений. Игротехника // Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия / Составитесь и научный редактор Кравченко А.И М.: Изд-во МГУ, 199R. с::. 419.
44'"' См.: Drumm HJ. Pefsonalwirtschaftslehre. Berlin u. a., 1992. S 73 If.
447 Немов Р.С. Психология: Учеб.: в 3 кн. Книга 3 «Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика». М.. 1995. С. 108.
448 См.: Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учебное пособие. М., 1999. С.69-71.
44!) См.: Scholz Ch. Personalmanagement: informationsorientierle und verliallenstheoretische Grundlagen. Munchen, 1991. S. 166 (I. У российских авторов нередко встречаются иные классификации тестов, в частности, их деление по предмету диагностирование на психологические тесты и тесты достижений.
4">0 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы, М.: Наука, 1987. С. 172
"*-'• 1 Список терминальных ценностей включает следующие: активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость; здоровье; интересная работа; красота природы и искусства; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; общая хорошая обстановка в стране, сохранение мира между народами; общественное признание; познание; равенство; самостоятельность как независимость в суждениях и оценках; свобода как независимость .в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь; творчество; уверенность в себе; удовольствия.
452 Список инструментальных ценностей: аккуратность; воспитанность; высокие запросы или притязания; жизнерадостность; исполнительность; независимость; непримиримость к недостаткам в себе и других; образованность; ответственность; рационализм; самоконтроль; смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; твердая воля; терпимость; широта взглядов; честность; эффективность в делах; чуткость.
4-5' Так, в России распространена классификация этил тестов, включающая конститутивные, конструктивные, интерпретвгивные, катартические, экспрессивные, импрессивпые и а,\дптихные тесты. См., например. Гриншун И.Б. Введение в <психологию. М., 1994.
•I54 На основе последовательного применения серии интеллектуальных тестов рассчитывается количественный показатель уровня развития интеллекта испытуемого — коэффициент интеллекта IQ (Intelligence Quotient), который широко используется на Западе для оценки уровня интеллектуального развития претендентов на занятие определенных, в первую очередьруководящих, должностей. Коэффициент интеллекта рассчитывается по формуле: ТО = (умственный возраст / хронологический возраст) х 100. См.: Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Литвинцева НА М, 1997. С. 204-237.
455 Еще одним примером социально-психологических тестов является «шкала социальной дистанции» Богардуса, в которой изучается установка индивида по отношению к определенной социальной группе. Предусмотрено семь градаций:, от наивысшей (тесное родство посредством брака) до самой низшей (предпочел бы не видеть). Такого рода тесты исследуют, прежде всего, эмоциональное отношение и не апеллируют к умению сознательно управлять своими чувствами.