Социология управления - Практический раздел - А.И. Кравченко - Общие правила тестирования

    Содержание материала

    Общие правила тестирования

    Тесты могут быть полезными только при условии их грамотного применения подготовленными к этому специалистами. Избегать проблем и получать объективные результаты помогают общие правила тестирования, к которым относятся следующиеА8:

    ♦  любое сложное тестирование должно проводиться при участий специалиста по психодиагностике;

    ♦  человека нельзя подвергать психологическому обследованию обманным путем или против его воли: недопустимы никакие формы прямого или косвенного принуждения;

    ♦  перед проведением тестирования испытуемого необходимо предупредить о том, что в ходе исследо

    вания он невольно может сообщить такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую не осознает сам;

    •  любой человек (за исключением случаев, оговоренных, законом) имеет право знать результаты своего тестирования: итоговые данные в доступной для понимания форме предоставляет испытуемым тот, кто проводил обследование; ознакомление с результатами тестирования должно исключать их неправильное толкование или появление у испытуемых каких-либо опасений;

    •  результаты тестирования не должны травмировать исследуемого или снижать его самооценку, поэтому их следует сообщать в ободряющей форме, сопровождая по возможности конструктивными рекомендациями ;

    •  испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и формах использования его результатов;

    •  тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования;

    •  информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназначается; тестирующий обязан обеспечить конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия» или в социометрических тестах.

    Помимо вышеперечисленных правил, обеспечивающих эффективность процедуры тестирования, особые требования предъявляются и к тестирующему. Общеизвестно, что эффективность тестирования во многом зависит не только от соответствующих знаний, но и от личностных качеств проводящего его человека. Важными для профессионального тестирования качествами являются: общительность и коммуникабельность; динамичность и гибкость поведения; эмоциональная сдержанность и терпимость; профессиональный такт (основой которого является прежде всего соблюдение профессиональной тайны и деликатность); умение держать линию поведения; эмпатия (т.е. готовность и способность проникнуться чувствами и переживаниями других людей и тем самым эмоционально понять их); умение привлекать других людей к активному сотрудничеству, совместному анализу и решению проблем, а также конфликтологическая грамотность.                                                                                        

    В процессе подготовки и проведения тестирования можно выделить четыре основных этапа, учет особенностей которых во многом определявт успех использования этого метода:

    1) выбор тестовых методик (ознакомление с методиками и их проверка на предмет соответствия целям исследования и удобности применения);

    2) инструктирование испытуемых (разъяснение им целей и задач тестирования, порядка выполнения тестовых заданий и поведения во время их выполнения);

    3) контроль за выполнением заданий;

    4) интерпретация результатов и подведение итогов тестирования.

    Еще одним непременным условием эффективности тестирования является учет особенностей различных типов тестов. По предмету исследования можно выделить три класса тестов:

    а)  общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности (одно из направлений современной психологии личности (дифференциальная психология) целиком опирается на использование приемов психодиагностики);

    б) личностные — специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и т.п.);

    в) групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов — уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного «давления» группы на ее членов и др.

    Особенности психологических тестов определяются и спецификой применяемой техники. С точки зрения технических приемов обычно выделяют четыре разновидности тестов:

    а)  так называемые объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испытания (например, измерение кожно-гальванического рефлекса, служащее индикатором эмоционального состояния);

    б) опросные методики или субъективные тесты, та-

    например, как общеличностные тесты Г. Аи-


    зенка и Р. Кеттелла (эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением испытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения); тесты «с карандашом и бумагой», используемые, например, для диагностики внимания (вычеркивание определенных букв в тексте); тесты, основанные на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых, например, активно использовавшаяся советскими психологами методика ГОЛ — групповой оценки личности.


    Please publish modules in offcanvas position.