Постигровые эффекты
Отслеживая переживания участников ансамблевых игр по их высказываниям, можно выделить следующие группы постигровых эффектов:
1) «дефицит общения», когда игра окончена, но расходиться никто не хочет;
2) «изнанка»: участники увидели себя и свою фирму
такими, какие они есть;
3) «голый король»: участники убедились в слабости той команды, которая казалась сильной;
4) «холодный душ»: участники осознали необходимость более серьезного подхода к управлению;
5) «открытые двери»: участники игры заново сблизились друг с другом;
6) «зеркало»: участники игры увидели себя и других в деле, глубже осознав, кто есть кто;
7) «перенастройка»: участники осознали важность и необходимость подобных мероприятий;
8) «эффект команды»: «Мы вместе прожили игру».
Стоит отметить схожесть постигровых эффектов инновационных и ансамблевых игр. Разница заключается в том, что в ИНИ основным эффектом является проявление инновационного мышления, а в АИ — создание ансамбля единомышленников. Эффективность ансамблевой деловой игры оценивается не по степени преодоления психологических барьеров к нововведениям, как это было в ИНИ, а по степени осмысления делового сотрудничества команд. Ансамблевые игры являются одним из самых эффективных средств создания команд, обучения людей совместной работе. Они концентрируются прежде всего на выигрышах и проигрышах, позволяя участникам включать экономическое мышление.
В настоящее время в России создана и работает Ассоциация разработчиков деловых игр и социально-имитационных методов, объединяющая в своих рядах более 400 специалистов в области деловых игр. Отечественные специалисты участвуют в международных встречах, например в работе ежегодных семинаров Международной ассоциации по имитационному моделированию и играм.