Командный менеджмент
Как одна из форм коллективного управления, командный менеджмент, т. е. менеджмент, осуществляемый посредством создания и функционирования управленческих команд основан на процессе делегирования полномочий. Почти все организации наделяют менеджеров различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, с которым они могли бы справиться лично. Для того чтобы они могли нести эту ответственность, создаются те или иные формы коллективного управления, основанные на перераспределении ответственности. В успешных управленческих группах выработка и принятие решений осуществляются непосредственно группой, а роль администратора сводится к тому, чтобы создать для этого необходимые условия, определить границы пространства решения и дать в затруднительном случае необходимый совет.
Командой называют небольшую группу людей (чаще всего 5 — 7, реже 15 — 20 человек), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутри-групповые роли); имеют взаимоопределяющую принадлежность — свою и партнеров к данной общности (группе)309. Управленческая команда состоит из группы специалистов, принадлежащих к различным сферам организационной деятельности и работающих совместно над решением тех или иных проблем. Суть команды заключается в общем для всех ее членов обязательстве, требующем наличия некоего назначения, в которое верят все члены команды, — ее миссии. Миссия команды должна включать элементы, связанные с выигрыванием, первенством, продвижением вперед. Существует отличие целей команды от ее назначения (миссии): цели команды позволяют следить за своим продвижением по пути к успеху, а миссия (как нечто более глобальное по своей сути) придает конкретным целям смысл и энергию.
Для команды важно наличие у сотрудников комбинации взаимодополняющих навыков, составляющих три категории:
— техническая или функциональная экспертиза;
— навыки по решению проблем и принятию решений;
— межличностные навыки (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т. д.).
Командные отношения, традиционно включающие в себя такие понятия, как чувство локтя, дух партнерства и товарищества, могут проявляться исключительно в деловой сфере, не распространяясь на личную жизнь членов команды. Существует много примеров, когда удачные партнеры по бизнесу не переносили присутствия друг друга, если речь заходила о других сферах общения.
Эффективной можно назвать такую команду, в которой
— создана неформальная и расслабленная атмосфера;
— задача хорошо понята и принята членами команды;
— члены прислушиваются друг к другу;
— члены выражают как свои идеи, так и чувства;
— конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;
— группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства.
При удовлетворении этих условий команда не только успешно выполняет свою миссию, но и удовлетворя- ет личные и межличностные потребности своих1 членов.
Во второй половине XX века в области теории управления персоналом выделились четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов3 0— экономического, органического и гуманистического3'0.