Социология управления - Практический раздел - А.И. Кравченко - Общие признаки инновационных игр

    Содержание материала

    Общие признаки инновационных игр

    Инновационная игра представляет собой целостную форму совместной деятельности людей, направленную на выработку нового знания, новых способов общественной организации и самоопределение, раскрытие творческого потенциала участников, принимающих решения в ситуациях неопределенности. Общие признаки инновационных игр таковы:

    1) участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи;

    2) основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт;

    3) в ходе игры возникает феномен групповой сплоченности как ориентация на совместные ценности;

    4) в группах постоянно формируется установка на инновационное поведение;

    5) в процессе разработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы;

    6) сильно актуализируется потребность участников в диагностике положения дел в организации;

    7) возникают навыки совместного решения инновационных проблем;

    8) формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры437 .

    Целью инновационной игры является отработка социально-психологических условий творческого преобразования личности. Каждый участник должен переосмыслить себя в творческом самораскрытии личностного «я» в групповом решении инновационных задач. Это и есть высший уровень саморефлексии, который формируется в групповом осознании, осмыслении и переосмыслении своих профессиональных и личных возможностей. Группы отрабатывают модели реальной ситуации, модели желаемой ситуации и модели идеальной ситуации, представляя смысловое графическое изображение на ватмановских листах.

    С помощью ИНИ можно получить результаты нескольких типов:

    а) содержательные — идеи, решения сложных или слабо структурированных социальных проблем, проекты и программы реализации проектов;

    б) социальные — консолидированные группы, команды руководителей и специалистов, ориентированные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ;

    в) учебные — освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений;

    г) психологические — лучшее понимание себя и других людей, устойчивая ориентация на личностное развитие и непрерывное увеличение своего творческого потенциала;

    д) духовные — участники игры могут по-новому осознать назначение своей жизни, переосмыслить жизненные ценности;

    е) энергетические — приобретение участниками игры более высокого биоэнергетического потенциала, повышение социальной активности за счет возникновения общего биополя группы438;

    ж)эстетические;

    з) методологические — создание новых методов управления и самоорганизации участниками своей деятельности.

    Таким образом, инновационные игры направлены на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем, однако, новизна не является самоцелью. Главное, чтобы участники, не видевшие раньше реалистичного способа разрешения своих проблем, нашли его в ходе работы.


    Please publish modules in offcanvas position.