Общие признаки инновационных игр
Инновационная игра представляет собой целостную форму совместной деятельности людей, направленную на выработку нового знания, новых способов общественной организации и самоопределение, раскрытие творческого потенциала участников, принимающих решения в ситуациях неопределенности. Общие признаки инновационных игр таковы:
1) участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи;
2) основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт;
3) в ходе игры возникает феномен групповой сплоченности как ориентация на совместные ценности;
4) в группах постоянно формируется установка на инновационное поведение;
5) в процессе разработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы;
6) сильно актуализируется потребность участников в диагностике положения дел в организации;
7) возникают навыки совместного решения инновационных проблем;
8) формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры437 .
Целью инновационной игры является отработка социально-психологических условий творческого преобразования личности. Каждый участник должен переосмыслить себя в творческом самораскрытии личностного «я» в групповом решении инновационных задач. Это и есть высший уровень саморефлексии, который формируется в групповом осознании, осмыслении и переосмыслении своих профессиональных и личных возможностей. Группы отрабатывают модели реальной ситуации, модели желаемой ситуации и модели идеальной ситуации, представляя смысловое графическое изображение на ватмановских листах.
С помощью ИНИ можно получить результаты нескольких типов:
а) содержательные — идеи, решения сложных или слабо структурированных социальных проблем, проекты и программы реализации проектов;
б) социальные — консолидированные группы, команды руководителей и специалистов, ориентированные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ;
в) учебные — освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений;
г) психологические — лучшее понимание себя и других людей, устойчивая ориентация на личностное развитие и непрерывное увеличение своего творческого потенциала;
д) духовные — участники игры могут по-новому осознать назначение своей жизни, переосмыслить жизненные ценности;
е) энергетические — приобретение участниками игры более высокого биоэнергетического потенциала, повышение социальной активности за счет возникновения общего биополя группы438;
ж)эстетические;
з) методологические — создание новых методов управления и самоорганизации участниками своей деятельности.
Таким образом, инновационные игры направлены на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем, однако, новизна не является самоцелью. Главное, чтобы участники, не видевшие раньше реалистичного способа разрешения своих проблем, нашли его в ходе работы.