Социология управления - Практический раздел - А.И. Кравченко - Оценка деятельности работников

    Содержание материала

    Оценка деятельности работников

    Следующим шагом после того, как работник адаптировался в коллективе и получил необходимую для эффективного выполнения своей работы, подготовку будет определение степени эффективности его труда. В этом, в общем и целом, и заключается цель оценки результатов деятельности. В основном оценка результатов деятельности служит трем целям:

    —  административной (каждая организация должна выполнять оценку труда своего персонала для принятия административных решений о повышении, переводе и прекращении трудового договора);

    —  информационной (оценка результатов деятельности нужна и для того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы);

    —  мотивационной (оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей: систематическое положительное подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению в будущем).

    Оценка труда дает возможность решить следующие кадровые задачи: (1) оценить потенциал для продвижения и снизить риск выдвижения некомпетентных сотрудников; (2) уменьшить затраты на обучение; (3) поддерживать у сотрудников чувство справедливости и повысить трудовую мотивацию; (4) организовать обратную связь с сотрудниками по поводу качества их работы; (5) разработать кадровые программы обучения и развития персонала

    Этапы оценки труда на конкретном рабочем месте предполагают:

    ♦   описание функций;

    ♦   определение требований;

    ♦   оценку по факторам (конкретного исполнителя);

    ♦   расчет общей оценки;

    ♦   сопоставление со стандартом;

    ♦  оценку уровня сотрудника;

    ♦  доведение результатов оценки до подчиненного. Для того чтобы процедуры оценки труда были

    эффективны на каждом конкретном предприятии, они должны отвечать следующим требованиям:

    ♦  используемые критерии должны быть понятны исполнителю и оценщику;

    ♦  информация, используемая для оценки, должна быть доступна;

    ♦  результаты оценки должны быть связаны с системой поощрения;

    ♦  система оценки должна соответствовать ситуационному контексту.

    Говоря о системах оценки труда, можно выделить три основных уровня оценки: повседневная оценка профессиональной деятельности (один раз в день или один раз в неделю), используемая для установления обратной связи с целью модификации поведения и обучения; периодическая оценка исполнения обязанностей (один раз в полгода, год), используемая для определения перспективы и разработки совместных целей; оценка потенциала (разовая, перманентная), используемая для построения кадрового прогноза, планирования карьеры.

    Основными подходами к оценке труда являются:

    1. оценка результата (например, полученной прибыли).

    2. оценка поведения (по критериям, связанным с исполняемой деятельностью).

    3. рейтинги успешности (по ряду шкал, отражающих поведенческие измерения или измерения черт).

    4. процедуры ранжирования, дающие возможность установить различия между рядом лиц (по одному или нескольким показателям).


    Please publish modules in offcanvas position.