Социология управления - Практический раздел - А.И. Кравченко - комментарии 5

    Содержание материала

    комментарии 5


    25 4 Впервые российские женщины получили политические права в марте 1917 г., когда под давлением многотысячной манифестации питерских женщин Временное правительство внесло в положение о выборах в Учредительное собрание пункт, согласно которому члены собрания избирались всеобщим, прямым, тайным и равным голосованием без различия                 иола.

    255 Силласте Г.Г. Социально-психологический облик россиянок. Доклад на III Международной тендерной конференции «Мужчина и женщина: меняющиеся роли и образы». 14-16 октября 1997. М., 1997.

    256 Чирикова А.Е Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 28.

    257 Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социологические исследования. 1994, № 3. С. 15-22.

    258 Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // Российский общественный научный фонд. Научные доклады 34. М., 1996. С. 114.

    259 Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 32.

    21)0 Более подробно см.: Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 37-41.

    2<>| Rosener J.B. Ways Women lead // Harvard business rev. Boston. 1990. Vol. 68, No. 6. Pp. 74-85.

    262 Женщины в бизнесе. М.: ИНИОН РАН, 1993. С. 39.

    263 Мишель-Альдер Э. Стиль женского руководства. Лекция. М.: Высшая коммерческая школа МВЭС, 1991.

    264 Symons G. Women's occupational carriers in business: Managers a. Entrepreneurs in France a. Canada. Pp. 61—75.

    265 Цит. но: Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 44 — 45.

    2(>6 Рощин С, Рощина Я. Мужчины, женщины и предпринимательство // Человек и груд 1994, № 2. С. 110.

    267 Более подробно см.: Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. Ворониной О.А. М.: МЦГИ, 2001. С. 153-156.

    268 Хасбулатова О.А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900 — 2000) // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. Ворониной О.А. М.: МЦГИ, 2001. С. 194.

    Ш26' Зворыкин А.А., Гурьянов СТ. Прикладные аспекты социального управления М.: МГУ. 1983. С. 36 — 37.

    270            франчук В.И. Может ли менеджмент заменить социальное управление? // Социологические исследования. 1999,

    № 2. С.127-130.

    271     Аитов Н.А. Советский рабочий. М., 1981. С. 23.

    272     Методологические основы социального управления. Минск, 1977. С.23-26.

    273     франчук В.И. Может ли менеджмент заменить социальное управление? // Социологические исследования. 1999, № 2. С.127-130.

    274     Иллнер М. Функциональные типы показателей в социальном управлении // Социологические исследования. 1983, № 4.С. 140.

    275     Величко А., Подмарков В.Г. Социолог на предприятии. М., 1976. С. 26, 35.

    276       История советской психологии. М., 1983. С. 84.

    277     Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 1991. С: 210.

    278     Производственный коллектив: Социальные резервы производства. Киев, 1984. С. 24.

    279     Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 1991. С. 209.

    280     Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск, 1984. С. 36-41.

    281   Там же. С. 38.

    282     Иванов Р.К. Перерастание социалистического труда в коммунистический. М., 1983. С. 265 — 267.

    283     Лебедев В. Система резервов экономического роста // Общественные науки. 1986, № 1. С. 23 — 26.

    284     Правда. 1983, 24 февраля.

    285     Социалистический труд. 1984, № 4. С. 3.

    286     Социалистический труд. 1984, № 7. С. 102.

    287     Социалистический труд. 1984, № 4. С. 66.

    288     Там же. С. 58.

    289      Там же. С. 62-66.

    290     Вопросы философии. 1980, № 11. С. 53.

    291     Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М.: Политиздат, 1975.

    292     Тощенко Ж.Т. Социальное планирование в СССР. М., 1981.С. 250.

    293     Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М.: Политиздат, 1975. С. 64.

    294     Тощенко Ж.Т. Социальное планирование в СССР. М., 1981. С. 254.

    295     Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 80-81.

    296  Планирование социального развития коллектива предприятия: Методические рекомендации / Ред. коллегия: Д.А. Керимов (гл. ред.), А. Коган, В.Д. Полозов и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1980.

    297     Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социоло- |f(M гия. М., 1991. С. 90-91.

    298                Иллнер М. Функциональные типы показателей в социальном управлении // Социологические исследования. 1983,

    № 4. С. 141-142.

    299            Бестужев-Лада И.В. Основные этапы разработки прогнозов (к комплексной методике социального прогнозирования)

    // Социологические исследования. 1982, № 1. С. 41-42.

    300            Пригожим А.И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983. С. 143.

    301            Иллнер М. Функциональные типы показателей в социальном управлении // [Социологические исследования. 1983, № 4. С. 145.

    302            Глава написана в соавторстве с К.А. Кравченко.

    303            Платон. Законы // Собрание сочинений: В 4-х томах. Том 4. М.: Мысль, 1994. С. 201.

    304            Разряд — войсковая роспись ратных людей с обозначением занимаемых ими должностей.

    303 Книга работника кадровой службы: Учебно-справочное пособие / Под общ. ред. Охотского ЕВ., Анисимова В.М. М.: Изд-во Экономика, 1998. С. 21.

    МЯ(1У23.№(3 см

    306 См.: Левитов Н. Профессиональная консультация в американских школах // Вопросы труда. 1925, № 10. С. 112 — 119; Мохов 3. Наш опыт в области подбора и подготовка рабочей силы // Вопросы труда. 1925, №№ 5-6. С. 21-30; Кац Б. Профконсультация в Германии // Вопросы труда. 1925, №№ 5 — 6. С. 144-155; Исаев А. К улучшению техники трудового посредничества // Вопросы труда. 1925, № 4. С. 16 — 21; Кац Б. Трудовое посредничество для сезонные работ в капиталистическая странах // Вопросы труда. 1925, № 3. С. 106—111; Дин П. Переквалификация // Вопросы груда. 1925, № 4. С. 152—156; Рейзельман С.Д. К вопросу о рациональном выборе профессии // Вопросы труда. 1925, № 9. С. 39 — 48; Витке Н. Организация и одиночный работник // Вопросы организации и управления. 1922, № 3; Хлебников Д. Французские ученые об управлении (администрировании): школа Файоля // Вопросы организации и управления. 1922. № 1; Салуцкий С. Организационные аппараты в учреждениях // Вопросы организации и управления 1922, № 2; Салуцкий Л. Определение и разграничение функций управленческих учреждений // Вопросы организации и управления. 1922, № 3; Керженцев П.М. Принципы организации. Петроград: Государственное издательство, 1922; Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие (Очерки по социологии научной организации труда и управления). 2-е изд.. исправл. и дополи, М: Изд-во НКРКИ, 1925; Дунаевский Ф.Р. Комплексность в организации // О предпосылках рациональной организации. Всеукр. ин-т труда. Труды. Вып. 2. Полтава: Изд-во «Вопросы труда» и Всеукр. ин-та труда, 1928. С 397, Кутойщиков Ф. Вопросы управления на текстильных предприятиях // Организация груда. 1924, №№ 2 — 3. С. 57—61; Дунаевский Ф. Организованность организатора ; 17—29;Дрезен Э. Организация и структура учреждений // Время. I924, № 12. С. 26-32; Шпильрейн И.

    Психотехника и выбор профессии // Время. 1924, № 12. С. 7 576; Шпильрейн И. Опыт взаимной психологической оценки в лаборатории промышленной психотехники НКТ // Время. 1924, >№ 1. С. 65-67.

    30? Книга работника кадровой службы: Учебно-справочное пособие / Под общ. ред. Охотского Е.В., Анисимова В.М.. М.: Изд-во Экономика, 1998. С. 19-20.308        В качестве примера изменении во взглядах на кадровый менеджмент приведем т. н. концепцию «сегментации персонала».. В основе данного подхода к персоналу, гласящего, что ко всем сотрудникам компании необходимо относиться по-разному, лежит утверждение, что не все из них имеют для организации одинаковую ценность. По аналогии с тем, что все клиенты важны для компании, но не одинаково, а в зависимости от количества потребляемого ими продукта, есть сотрудники гораздо более ценные для компании, чем другие. Следовательно, необходимо разделять персонал организации                                                                                   на категории, исходя из его «ценности» для компании, и для каждого сегмента разрабатывать свою систему управления. Подобная сегментация может выглядеть, например, следующим образом: первая группа — ключевой персонал организации (те люди и должности, на которых держится компания, без которых она не может существовать). Вторая категория — разовые эксперты (люди, которые также имеют для организации высокую ценность, но продолжительность воздействия которых достаточно ограничена. Например, в период строительства завода проектировщики создают для предприятия высокую материальную ценность, но их воздействие на работу завода заканчивается с окончанием строительства). Третья группа — заменяемые специалисты (сотрудники, являющиеся профессионалами в своей области, которых, правда, достаточно легко найти и обучить работе в данной компании (например, менеджеры по продажам). И четвертая группа — те сотрудники, найти которых на рынке не составляет никакого труда, а при их замене не требуется какого-либо обучения (водители, уборщики).

    309    Tannenbaum S., Beard R., Salas E. Team Building and its influence on team effectivness: an examination of conceptual and empirical developments // Issues, Theory, and Research in Industrial Organizational Psychology. Elsevier Science Publishers, 1992.

    310    Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала: материалы конференции. Нижний Новгород, 1996.

    311   Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М: Юрйстъ, 1998. С. 92.

    312    Барков С.А. Управление персоналом. М., 1996; Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарика, 2000; Егоршин А.П. Управление персоналом. 2-е изд.

    Н. Новгород: НИМБ, 1999; Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб., 1994; Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998; Катаева Л.Л., Абрамова Т.Г. Управление персоналом: Хрестоматия. Новосибирск, 1996; Короткой Э.М. Концепция менеджмента. М.. 1996; Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника и самотренировки. М: Рассиана, 1996; Ларин В.М., Русинов Ф.М., Петросян Д.С. Кадровые проблемы современного менеджмента. Саратов, 1996; Лифшиц А.С. Основы управления персоналом. Иваново, 1995; Олегов ЮГ., Журавлев П.В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997; Персонал: развитие и оценка деятельности. Эффективный менеджер. Книга 6. М., 199?; Старобинский Э.К. Как управлять персоналом. М.: АО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1995; Травин ВВ., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998; Управление человеческими ресурсами / Под ред. Горелова Н.А. и Тучкова АИ. СПб., 1997; Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении СПб.. 1997.

    _ 313 Человеческий капитал имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность и т.п. Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности (подробнее см.: Петти В. Экономические статистические работы. М., 1940). С его точки зрения, «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят», так, ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя — в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк в действительности равен трем крестьянам». В 1812 г. в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных единицах: иудах и четвертях ржи (См.: Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: УЭФ, 1992). Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем (См. подробнее: Schultz T. Investment in Human Capital. NY., 1971), классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера: сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области. Одной из наиболее интересных и известных попыток использования теории человеческого капитала па корпоративном уровне является, i\a наш взгляд, концепция «анализа человеческих ресурсов» (Human Resources Accounting), предложенная в начале 1960-х гг. Эриком Флэмхольце.м. Не останавливаясь подробно на содержании этой концепции, отметим, что основными задачами ее были: предоставление информации, необходимой для принятия решений в области управления персоналом; обеспечение менеджеров методами численного измерения стоимости человеческих ресурсов, необходимого для принятия конкретных решений; мотивация руководителей думать о людях не как о затратах, которые следует минимизировать, а как об активах, которые следует оптимизировать.


     комментарии 6


      Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 141-143.

        Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. С. 95-96.

        Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998. С. 9.

        Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. С. 92 — 93.

           Менеджмент организаций /Под ред. Румянцевой З.П., Соломатина И.А. М., 1995.

        Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе, М.: Юристъ, 1998. С. 49-52.

        Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 43.

        Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. С. 94 — 95.

        Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997. С. 153.

        Подробнее см.: Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.

        Под «кадровыми мероприятиями» мы понимаем действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.

        Blancero D., Boroski J., Dyer L. Key competencies for a transformed human resource organization: Results of a field study

    // Human resource management. 1996. Vol. 35, № 3. Pp. 383 — 403.

           Менеджмент. В 8 книгах. Книга 7. Менеджмент персонала 2000: Учебное пособие / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Мщу. БГЭУ, 1998. С. 40.

        Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. С. 95.

        Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997. С. 160.

        Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. С. 97.

        Hyman J., Mason В. Managing employee and participation. L. etc.: Sage, 1995.

         Особый интерес в этом плане представляет формирование кадрового резерва — группы руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку. Можно выделить несколько типологий кадрового резерва:

    • по виду деятельности: резерв развития — группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках

    36 Социология управления

    новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий); резерв функционирования — группа специалистов и руководителей, которые должны обеспечить эффективное функционирование организации в будущем (эти сотрудники ориентированы на руководящего карьеру);

    •    по времени назначения: группа А — кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время; группа В — кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один — три года. Источниками резерва кадров на руководящие должности

    могут стать: руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий; главные и ведущие специалисты; специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности; молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку. Основной резерв составляют руководители различных рангов.

    332  Менеджмент организации / Под ред. Румянцевой 3 П. и Саломатина Н.А. М: ИНФРА-М. 1995.

    333  Подробнее см.: Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М : Дело, 1993.

    334 По данным ведущих университетов Западной Европы, человеческий ресурс компаний (полный пакет профессиональных знаний и навыков, личностных и демографических характеристик, деловых связей, показателей здоровья и пр.) используется:

    ш в таких странах, как США, Франция, Германия, Великобритания, Финляндия, Италия, Сингапур, не более чем на 70%;

    •    в Испании, Австралии, Японии, Канаде, Чехии — не более чем на 50%.

    В группу с низким показателем использования компаниями человеческих ресурсов попали Россия, Монголия, Украина, КНР, Польша, Мексика. Здесь этот показатель не превышает 25% от общего профессионального пакета.

    335      Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.

    3:№ Кадровый резерв м оценка результативности труда управленческих кадров И.; Дело, 1995.

    33' В данном случае программа обучения должна снабдить слушателей знаниями о типичных проблемах, с которыми они могут столкнуться в профессиональной деятельности, нормах их решения, внешней ситуации. Иными словами, целью здесь является передача знаний.

    338             в данном случае у слушателей должна быть сформирована установка на изменение, овладение новыми формами индивидуального поведения и развитие способов групповой деятельности, то есть целью является не столько передача знаний, сколько формирование ориентации на изменение индивидуального и группового поведения.

    339    Иванцевич Дж., Лобанов А.А Человеческие ресурсы управления. М: Дело, 1993. С. 90.

    340    Подробнее см.: Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного

    отбора. М.: ИПК ГС, 1995.

    341     Uniform Guidelines on Employee Selection Procedures // Federal Register.         1978, August 25. P. 38301.

    342     Arnlcus Curiae, Brief of the Executive Committee of the Division of Industrial and Organizational Psychology. American

    Psychological Association // United States v. Georgia Power, 474 F. 2d 906, 5 FEP 587 (5th Cir. 1973).

    343       Miller E.C. An EEO Examination of Employment Applications // Personnel Administrator. March 1980. Pp. 63-69.

    3 44 Иванцевич Дж.. Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления.  М.:         Дело,         1993.         С.                99.

    345 Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 249.

    346 Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. С. 100.

    347 Услуги по подбору персонала в России. Аналитический справочник. Выпуск 1. М., 1998. С. 369.

    348 Виркунен Т. Как грамотно искать работу // АиФ. Сентябрь 1998, № 38 (935).

    349 Услуги по подбору персонала в России. Аналитический справочник. Выпуск 1. М., 1998. С. 69.

    350 Рощин А.В. Услуги по подбору персонала в России. М.,

    1995.     С.                   12.

    351 Трофимов O.K. Международный рынок консалтинговых услуг и тенденции развития украинского консалтинга // www.uamc.com.ua/articles/articl.e04.htm.

    352 Ефремов B.C. Управленческий консалтинг как бизнес // www.bcg.ru.

    353 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 119.

    354 Трофимов O.K. Международный рынок консалтинговых услуг и тенденции развития украинского консалтинга •// www.uamc.com.ua/articles/article04.htm.

    355 Management Consultants 1996 World Conference «The Roles and Activities of the Consulting Business toward the 21st Century». Yokohama: Zen-Noh-Ren, 1996. Pp. 165-167.

    356 .т.

    Там же.

    357 Посадский А.П. Основы консалтинга. М.: ГУ ВШЭ, 1999.

    358 Трофимов O.K. Международный рынок консалтингом вых услуг и тенденции развития украинского консалтинга // www.uamc.com.ua/articles/article04.htm

    359 См.: Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by Freeman H.E., Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco, etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983.

    360 Веб-страница: http://www.economics.ru/avt-upr/konsalt/ payluts.htm.

    361 Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, •

    1996.     С. 40.

    ЗС2 Kotler P. Marketing Management. 5th ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1984.

    36 3 Подробнее см.: Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 156-157.

    364                    Там же. С. 159.

    365                    Это определение приводится в: Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс»,

    199.5. Помимо этого Котлер приводит также следующие определения понятия «маркетинг»: «маркетинг — это деловая активность, посредством которой поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю или пользователю»; «маркетинг есть деятельность но обеспечению нужных товаров и услуг для нужной аудитории в нужном месте, в нужное время, по подходящей цене при осуществлении необходимой коммуникации и мер по стимулированию сбыта»; «маркетинг — это создание и поддержание обеспеченности уровня жизни».

    366                    Drucker P. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. N.Y.: Harper & Row, 1973. Pp. 64-65.

    367                    Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс. Плюс, 1995. С 18.

    368                    Цит. по: Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учебное пособие. М.: ИНФРА- М, 1996. С. 46.

    369                    Mehrabian A. Silent Messages. Belmont, Calif.: Wadsworth,

    1971.

    370                    Keltner J. Interpersonal Speech-Communication. Belmont, Calif.: Wadsworth, 1970.

    371                    Эффективная межличностная коммуникация очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (по линиям «руководство — подчиненные» или «подчиненные — подчиненные») в рамках различных событий. Во-нторых, межличностная коммуникация является, возможно, лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

    372                    Rosnow R.L. Psychology in Rumor Reconsidered // Psychological Bulletin. May 1980. Pp. 578-591.

    373                    Mishra J. Managing the Grapevine // Public Personnel Management. Summer 1990. Pp. 213-228.

    374                    Shannon Cl. and Weaver W. The mathematical theory of communication. Urbana: University of Illinois Press, 1948; Schramm W. How communication work // The Process and Effects of Mass Communication, ed. Wilbur Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1953.

    375                                                            Речь идет о Foundation for Public Relations Research and Education (Фонд исследований                   и образования в области PR).

    3 7 6 Ниже приводится выдержка из официального заявления в отношении PR и их функций, сделанного Обществом общественных отношений Америки (Public Relations Society ol America — PRSA) 6 ноября 1982 г.: «PR, способствуя устаповлению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и действовать более эффективно. Они обеспечивают гармонизацию частной и общественной деятельности. PR служат многим общественным институтам: предпринимательству, профсоюзам, правительственным учреждениям, добровольным ассоциациям, фондам, больницам, образовательным и религиозным организациям. Для достижения своих целей эти организации должны установить прочные отношения с множеством разнообразных аудиторий или общественных групп: работниками, членами различных объединений, потребителями, местными общинами, акционерами и т. д., а также с обществом в целом. Достижение целей организации требует от ее руководителя знаний и понимания взглядов и ценностей людей, с которыми его организация работает. Сами же цели определяются внешними факторами. Специалист по PR выступает в роли советника руководителя и в качестве посредника, помогающего тому перевести личные цели и задачи в разумную, приемлемую для общественности политику».


    Please publish modules in offcanvas position.