комментарии 5
25 4 Впервые российские женщины получили политические права в марте 1917 г., когда под давлением многотысячной манифестации питерских женщин Временное правительство внесло в положение о выборах в Учредительное собрание пункт, согласно которому члены собрания избирались всеобщим, прямым, тайным и равным голосованием без различия иола.
255 Силласте Г.Г. Социально-психологический облик россиянок. Доклад на III Международной тендерной конференции «Мужчина и женщина: меняющиеся роли и образы». 14-16 октября 1997. М., 1997.
256 Чирикова А.Е Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 28.
257 Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социологические исследования. 1994, № 3. С. 15-22.
258 Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // Российский общественный научный фонд. Научные доклады 34. М., 1996. С. 114.
259 Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 32.
21)0 Более подробно см.: Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 37-41.
2<>| Rosener J.B. Ways Women lead // Harvard business rev. Boston. 1990. Vol. 68, No. 6. Pp. 74-85.
262 Женщины в бизнесе. М.: ИНИОН РАН, 1993. С. 39.
263 Мишель-Альдер Э. Стиль женского руководства. Лекция. М.: Высшая коммерческая школа МВЭС, 1991.
264 Symons G. Women's occupational carriers in business: Managers a. Entrepreneurs in France a. Canada. Pp. 61—75.
265 Цит. но: Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 44 — 45.
2(>6 Рощин С, Рощина Я. Мужчины, женщины и предпринимательство // Человек и груд 1994, № 2. С. 110.
267 Более подробно см.: Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. Ворониной О.А. М.: МЦГИ, 2001. С. 153-156.
268 Хасбулатова О.А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900 — 2000) // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. Ворониной О.А. М.: МЦГИ, 2001. С. 194.
Ш26' Зворыкин А.А., Гурьянов СТ. Прикладные аспекты социального управления М.: МГУ. 1983. С. 36 — 37.
270 франчук В.И. Может ли менеджмент заменить социальное управление? // Социологические исследования. 1999,
№ 2. С.127-130.
271 Аитов Н.А. Советский рабочий. М., 1981. С. 23.
272 Методологические основы социального управления. Минск, 1977. С.23-26.
273 франчук В.И. Может ли менеджмент заменить социальное управление? // Социологические исследования. 1999, № 2. С.127-130.
274 Иллнер М. Функциональные типы показателей в социальном управлении // Социологические исследования. 1983, № 4.С. 140.
275 Величко А., Подмарков В.Г. Социолог на предприятии. М., 1976. С. 26, 35.
276 История советской психологии. М., 1983. С. 84.
277 Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 1991. С: 210.
278 Производственный коллектив: Социальные резервы производства. Киев, 1984. С. 24.
279 Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 1991. С. 209.
280 Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск, 1984. С. 36-41.
281 Там же. С. 38.
282 Иванов Р.К. Перерастание социалистического труда в коммунистический. М., 1983. С. 265 — 267.
283 Лебедев В. Система резервов экономического роста // Общественные науки. 1986, № 1. С. 23 — 26.
284 Правда. 1983, 24 февраля.
285 Социалистический труд. 1984, № 4. С. 3.
286 Социалистический труд. 1984, № 7. С. 102.
287 Социалистический труд. 1984, № 4. С. 66.
288 Там же. С. 58.
289 Там же. С. 62-66.
290 Вопросы философии. 1980, № 11. С. 53.
291 Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М.: Политиздат, 1975.
292 Тощенко Ж.Т. Социальное планирование в СССР. М., 1981.С. 250.
293 Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М.: Политиздат, 1975. С. 64.
294 Тощенко Ж.Т. Социальное планирование в СССР. М., 1981. С. 254.
295 Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 80-81.
296 Планирование социального развития коллектива предприятия: Методические рекомендации / Ред. коллегия: Д.А. Керимов (гл. ред.), А. Коган, В.Д. Полозов и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1980.
297 Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социоло- |f(M гия. М., 1991. С. 90-91.
298 Иллнер М. Функциональные типы показателей в социальном управлении // Социологические исследования. 1983,
№ 4. С. 141-142.
299 Бестужев-Лада И.В. Основные этапы разработки прогнозов (к комплексной методике социального прогнозирования)
// Социологические исследования. 1982, № 1. С. 41-42.
300 Пригожим А.И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983. С. 143.
301 Иллнер М. Функциональные типы показателей в социальном управлении // [Социологические исследования. 1983, № 4. С. 145.
302 Глава написана в соавторстве с К.А. Кравченко.
303 Платон. Законы // Собрание сочинений: В 4-х томах. Том 4. М.: Мысль, 1994. С. 201.
304 Разряд — войсковая роспись ратных людей с обозначением занимаемых ими должностей.
303 Книга работника кадровой службы: Учебно-справочное пособие / Под общ. ред. Охотского ЕВ., Анисимова В.М. М.: Изд-во Экономика, 1998. С. 21.
МЯ(1У23.№(3 см
306 См.: Левитов Н. Профессиональная консультация в американских школах // Вопросы труда. 1925, № 10. С. 112 — 119; Мохов 3. Наш опыт в области подбора и подготовка рабочей силы // Вопросы труда. 1925, №№ 5-6. С. 21-30; Кац Б. Профконсультация в Германии // Вопросы труда. 1925, №№ 5 — 6. С. 144-155; Исаев А. К улучшению техники трудового посредничества // Вопросы труда. 1925, № 4. С. 16 — 21; Кац Б. Трудовое посредничество для сезонные работ в капиталистическая странах // Вопросы труда. 1925, № 3. С. 106—111; Дин П. Переквалификация // Вопросы груда. 1925, № 4. С. 152—156; Рейзельман С.Д. К вопросу о рациональном выборе профессии // Вопросы труда. 1925, № 9. С. 39 — 48; Витке Н. Организация и одиночный работник // Вопросы организации и управления. 1922, № 3; Хлебников Д. Французские ученые об управлении (администрировании): школа Файоля // Вопросы организации и управления. 1922. № 1; Салуцкий С. Организационные аппараты в учреждениях // Вопросы организации и управления 1922, № 2; Салуцкий Л. Определение и разграничение функций управленческих учреждений // Вопросы организации и управления. 1922, № 3; Керженцев П.М. Принципы организации. Петроград: Государственное издательство, 1922; Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие (Очерки по социологии научной организации труда и управления). 2-е изд.. исправл. и дополи, М: Изд-во НКРКИ, 1925; Дунаевский Ф.Р. Комплексность в организации // О предпосылках рациональной организации. Всеукр. ин-т труда. Труды. Вып. 2. Полтава: Изд-во «Вопросы труда» и Всеукр. ин-та труда, 1928. С 397, Кутойщиков Ф. Вопросы управления на текстильных предприятиях // Организация груда. 1924, №№ 2 — 3. С. 57—61; Дунаевский Ф. Организованность организатора ; 17—29;Дрезен Э. Организация и структура учреждений // Время. I924, № 12. С. 26-32; Шпильрейн И.
Психотехника и выбор профессии // Время. 1924, № 12. С. 7 576; Шпильрейн И. Опыт взаимной психологической оценки в лаборатории промышленной психотехники НКТ // Время. 1924, >№ 1. С. 65-67.
30? Книга работника кадровой службы: Учебно-справочное пособие / Под общ. ред. Охотского Е.В., Анисимова В.М.. М.: Изд-во Экономика, 1998. С. 19-20.308 В качестве примера изменении во взглядах на кадровый менеджмент приведем т. н. концепцию «сегментации персонала».. В основе данного подхода к персоналу, гласящего, что ко всем сотрудникам компании необходимо относиться по-разному, лежит утверждение, что не все из них имеют для организации одинаковую ценность. По аналогии с тем, что все клиенты важны для компании, но не одинаково, а в зависимости от количества потребляемого ими продукта, есть сотрудники гораздо более ценные для компании, чем другие. Следовательно, необходимо разделять персонал организации на категории, исходя из его «ценности» для компании, и для каждого сегмента разрабатывать свою систему управления. Подобная сегментация может выглядеть, например, следующим образом: первая группа — ключевой персонал организации (те люди и должности, на которых держится компания, без которых она не может существовать). Вторая категория — разовые эксперты (люди, которые также имеют для организации высокую ценность, но продолжительность воздействия которых достаточно ограничена. Например, в период строительства завода проектировщики создают для предприятия высокую материальную ценность, но их воздействие на работу завода заканчивается с окончанием строительства). Третья группа — заменяемые специалисты (сотрудники, являющиеся профессионалами в своей области, которых, правда, достаточно легко найти и обучить работе в данной компании (например, менеджеры по продажам). И четвертая группа — те сотрудники, найти которых на рынке не составляет никакого труда, а при их замене не требуется какого-либо обучения (водители, уборщики).
309 Tannenbaum S., Beard R., Salas E. Team Building and its influence on team effectivness: an examination of conceptual and empirical developments // Issues, Theory, and Research in Industrial Organizational Psychology. Elsevier Science Publishers, 1992.
310 Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала: материалы конференции. Нижний Новгород, 1996.
311 Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М: Юрйстъ, 1998. С. 92.
312 Барков С.А. Управление персоналом. М., 1996; Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарика, 2000; Егоршин А.П. Управление персоналом. 2-е изд.
Н. Новгород: НИМБ, 1999; Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб., 1994; Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998; Катаева Л.Л., Абрамова Т.Г. Управление персоналом: Хрестоматия. Новосибирск, 1996; Короткой Э.М. Концепция менеджмента. М.. 1996; Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника и самотренировки. М: Рассиана, 1996; Ларин В.М., Русинов Ф.М., Петросян Д.С. Кадровые проблемы современного менеджмента. Саратов, 1996; Лифшиц А.С. Основы управления персоналом. Иваново, 1995; Олегов ЮГ., Журавлев П.В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997; Персонал: развитие и оценка деятельности. Эффективный менеджер. Книга 6. М., 199?; Старобинский Э.К. Как управлять персоналом. М.: АО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1995; Травин ВВ., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998; Управление человеческими ресурсами / Под ред. Горелова Н.А. и Тучкова АИ. СПб., 1997; Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении СПб.. 1997.
_ 313 Человеческий капитал имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность и т.п. Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности (подробнее см.: Петти В. Экономические статистические работы. М., 1940). С его точки зрения, «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят», так, ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя — в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк в действительности равен трем крестьянам». В 1812 г. в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных единицах: иудах и четвертях ржи (См.: Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: УЭФ, 1992). Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем (См. подробнее: Schultz T. Investment in Human Capital. NY., 1971), классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера: сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области. Одной из наиболее интересных и известных попыток использования теории человеческого капитала па корпоративном уровне является, i\a наш взгляд, концепция «анализа человеческих ресурсов» (Human Resources Accounting), предложенная в начале 1960-х гг. Эриком Флэмхольце.м. Не останавливаясь подробно на содержании этой концепции, отметим, что основными задачами ее были: предоставление информации, необходимой для принятия решений в области управления персоналом; обеспечение менеджеров методами численного измерения стоимости человеческих ресурсов, необходимого для принятия конкретных решений; мотивация руководителей думать о людях не как о затратах, которые следует минимизировать, а как об активах, которые следует оптимизировать.
комментарии 6
Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 141-143.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. С. 95-96.
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998. С. 9.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. С. 92 — 93.
Менеджмент организаций /Под ред. Румянцевой З.П., Соломатина И.А. М., 1995.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе, М.: Юристъ, 1998. С. 49-52.
Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 43.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. С. 94 — 95.
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997. С. 153.
Подробнее см.: Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.
Под «кадровыми мероприятиями» мы понимаем действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.
Blancero D., Boroski J., Dyer L. Key competencies for a transformed human resource organization: Results of a field study
// Human resource management. 1996. Vol. 35, № 3. Pp. 383 — 403.
Менеджмент. В 8 книгах. Книга 7. Менеджмент персонала 2000: Учебное пособие / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Мщу. БГЭУ, 1998. С. 40.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. С. 95.
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997. С. 160.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. С. 97.
Hyman J., Mason В. Managing employee and participation. L. etc.: Sage, 1995.
Особый интерес в этом плане представляет формирование кадрового резерва — группы руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку. Можно выделить несколько типологий кадрового резерва:
• по виду деятельности: резерв развития — группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках
36 Социология управления
новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий); резерв функционирования — группа специалистов и руководителей, которые должны обеспечить эффективное функционирование организации в будущем (эти сотрудники ориентированы на руководящего карьеру);
• по времени назначения: группа А — кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время; группа В — кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один — три года. Источниками резерва кадров на руководящие должности
могут стать: руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий; главные и ведущие специалисты; специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности; молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку. Основной резерв составляют руководители различных рангов.
332 Менеджмент организации / Под ред. Румянцевой 3 П. и Саломатина Н.А. М: ИНФРА-М. 1995.
333 Подробнее см.: Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М : Дело, 1993.
334 По данным ведущих университетов Западной Европы, человеческий ресурс компаний (полный пакет профессиональных знаний и навыков, личностных и демографических характеристик, деловых связей, показателей здоровья и пр.) используется:
ш в таких странах, как США, Франция, Германия, Великобритания, Финляндия, Италия, Сингапур, не более чем на 70%;
• в Испании, Австралии, Японии, Канаде, Чехии — не более чем на 50%.
В группу с низким показателем использования компаниями человеческих ресурсов попали Россия, Монголия, Украина, КНР, Польша, Мексика. Здесь этот показатель не превышает 25% от общего профессионального пакета.
335 Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.
3:№ Кадровый резерв м оценка результативности труда управленческих кадров И.; Дело, 1995.
33' В данном случае программа обучения должна снабдить слушателей знаниями о типичных проблемах, с которыми они могут столкнуться в профессиональной деятельности, нормах их решения, внешней ситуации. Иными словами, целью здесь является передача знаний.
338 в данном случае у слушателей должна быть сформирована установка на изменение, овладение новыми формами индивидуального поведения и развитие способов групповой деятельности, то есть целью является не столько передача знаний, сколько формирование ориентации на изменение индивидуального и группового поведения.
339 Иванцевич Дж., Лобанов А.А Человеческие ресурсы управления. М: Дело, 1993. С. 90.
340 Подробнее см.: Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного
отбора. М.: ИПК ГС, 1995.
341 Uniform Guidelines on Employee Selection Procedures // Federal Register. 1978, August 25. P. 38301.
342 Arnlcus Curiae, Brief of the Executive Committee of the Division of Industrial and Organizational Psychology. American
Psychological Association // United States v. Georgia Power, 474 F. 2d 906, 5 FEP 587 (5th Cir. 1973).
343 Miller E.C. An EEO Examination of Employment Applications // Personnel Administrator. March 1980. Pp. 63-69.
3 44 Иванцевич Дж.. Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. С. 99.
345 Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 249.
346 Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. С. 100.
347 Услуги по подбору персонала в России. Аналитический справочник. Выпуск 1. М., 1998. С. 369.
348 Виркунен Т. Как грамотно искать работу // АиФ. Сентябрь 1998, № 38 (935).
349 Услуги по подбору персонала в России. Аналитический справочник. Выпуск 1. М., 1998. С. 69.
350 Рощин А.В. Услуги по подбору персонала в России. М.,
1995. С. 12.
351 Трофимов O.K. Международный рынок консалтинговых услуг и тенденции развития украинского консалтинга // www.uamc.com.ua/articles/articl.e04.htm.
352 Ефремов B.C. Управленческий консалтинг как бизнес // www.bcg.ru.
353 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 119.
354 Трофимов O.K. Международный рынок консалтинговых услуг и тенденции развития украинского консалтинга •// www.uamc.com.ua/articles/article04.htm.
355 Management Consultants 1996 World Conference «The Roles and Activities of the Consulting Business toward the 21st Century». Yokohama: Zen-Noh-Ren, 1996. Pp. 165-167.
356 .т.
Там же.
357 Посадский А.П. Основы консалтинга. М.: ГУ ВШЭ, 1999.
358 Трофимов O.K. Международный рынок консалтингом вых услуг и тенденции развития украинского консалтинга // www.uamc.com.ua/articles/article04.htm
359 См.: Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by Freeman H.E., Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco, etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983.
360 Веб-страница: http://www.economics.ru/avt-upr/konsalt/ payluts.htm.
361 Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, •
1996. С. 40.
ЗС2 Kotler P. Marketing Management. 5th ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1984.
36 3 Подробнее см.: Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 156-157.
364 Там же. С. 159.
365 Это определение приводится в: Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс»,
199.5. Помимо этого Котлер приводит также следующие определения понятия «маркетинг»: «маркетинг — это деловая активность, посредством которой поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю или пользователю»; «маркетинг есть деятельность но обеспечению нужных товаров и услуг для нужной аудитории в нужном месте, в нужное время, по подходящей цене при осуществлении необходимой коммуникации и мер по стимулированию сбыта»; «маркетинг — это создание и поддержание обеспеченности уровня жизни».
366 Drucker P. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. N.Y.: Harper & Row, 1973. Pp. 64-65.
367 Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс. Плюс, 1995. С 18.
368 Цит. по: Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учебное пособие. М.: ИНФРА- М, 1996. С. 46.
369 Mehrabian A. Silent Messages. Belmont, Calif.: Wadsworth,
1971.
370 Keltner J. Interpersonal Speech-Communication. Belmont, Calif.: Wadsworth, 1970.
371 Эффективная межличностная коммуникация очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (по линиям «руководство — подчиненные» или «подчиненные — подчиненные») в рамках различных событий. Во-нторых, межличностная коммуникация является, возможно, лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.
372 Rosnow R.L. Psychology in Rumor Reconsidered // Psychological Bulletin. May 1980. Pp. 578-591.
373 Mishra J. Managing the Grapevine // Public Personnel Management. Summer 1990. Pp. 213-228.
374 Shannon Cl. and Weaver W. The mathematical theory of communication. Urbana: University of Illinois Press, 1948; Schramm W. How communication work // The Process and Effects of Mass Communication, ed. Wilbur Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1953.
375 Речь идет о Foundation for Public Relations Research and Education (Фонд исследований и образования в области PR).
3 7 6 Ниже приводится выдержка из официального заявления в отношении PR и их функций, сделанного Обществом общественных отношений Америки (Public Relations Society ol America — PRSA) 6 ноября 1982 г.: «PR, способствуя устаповлению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и действовать более эффективно. Они обеспечивают гармонизацию частной и общественной деятельности. PR служат многим общественным институтам: предпринимательству, профсоюзам, правительственным учреждениям, добровольным ассоциациям, фондам, больницам, образовательным и религиозным организациям. Для достижения своих целей эти организации должны установить прочные отношения с множеством разнообразных аудиторий или общественных групп: работниками, членами различных объединений, потребителями, местными общинами, акционерами и т. д., а также с обществом в целом. Достижение целей организации требует от ее руководителя знаний и понимания взглядов и ценностей людей, с которыми его организация работает. Сами же цели определяются внешними факторами. Специалист по PR выступает в роли советника руководителя и в качестве посредника, помогающего тому перевести личные цели и задачи в разумную, приемлемую для общественности политику».