Менеджмент - О.С.Виханский - Практикующие упражнения

    Содержание материала

    Практикующие упражнения

    1. Роли в малой учебной группе

    Цель

    Помочь студентам определить свои роли, которые они преимущественно выполняют в ходе работы в малых учебных группах.

    Процедура

    Шаг J. Студенты индивидуально в течение 10—15 мин заполняют прилагаемую ниже анкету и подсчитывают баллы по каждой группе ролей путем суммирования отмеченных по каждой позиции баллов (от 1 до 5). Предварительно находят соответствующее слово для сегмента с вопросом. Группа ролей, набравшая большее количество баллов, будет на первом месте, а остальные распределятся соответственно.

    Шаг //. В малых учебных группах в течение 15—20 мин студенты обсуждают полученные индивидуальные результаты, пытаясь найти им объяснения.

    Шаг 111. Представители малых учебных групп в классе в течение 15— 20 мин докладывают результаты обсуждений в группах. Далее проходит общее обсуждение.

    Ваша роль в малой группе


    Поведение 1

    Никогда 2    

    Редко 3

    Иногда 4

    Часто 5

    Всегда 6

    Ориентированное на решение задачи

    1. Проявляю инициативу в деле

    1

    2

    3

    4

    5

    2. Ускоряю использование фактов

    1

    2

    3

    4

    5

    3. Разъясняю проблемы

    1

    2

    3

    4

    5

    4. Делаю оценку

    1

    2

    3

    4

    5

    5. Обобщаю идеи

    1

    2

    3

    4

    5

    6. Поддерживаю работу в группе

    1

    2

    3

    4

    7. Контролирую работу группы

    1

    2

    3

    4

    5

    8. Прошу дать больше информации

    I

    2

    3

    4

    5

    Ориентированное на установление отношений






    9. Поддерживаю и воодушевляю других

    1

    2

    3

    4

    5

    10. Пытаюсь снять напряжение

    1

    2

    3

    4

    5

    11. Умиротворяю членов группы


    2

    3

    4

    5

    12. Помогаю найти компромисс


    2

    3

    4

    5

    13. Призываю других к участию


    2

    3

    4

    5

    I Ориентированное на свои интересы






    14 . Проявляю жесткость


    2

    3

    4

    5

    15 . Ищу признания

    1

    2

    3

    4

    5

    16. Избегаю участия


    2

    3

    4

    5

    17. Доминирую в группе


    2

    3

    4

    5

    18. Придираюсь к мелочам


    2

    3

    4

    5

    2. Найди предмет

    Цель

    Ознакомление студентов на основе реальных действий с тем, как влияет реакция окружающих на результативность поведения человека в группе (организации).

    Процедура

    Шаг I. Преподаватель предлагает двум добровольцам покинуть класс. После этого он берет какой-нибудь вам известный предмет и прячет (кладет) его где-то в классе. Далее он договаривается со студентами, что они должны определенным образом реагировать на поведение того, кто будет искать этот предмет. В отношении первого студенты должны реагировать негативно на неправильные действия (выкрикивать язвительные замечания, высмеивать, шуметь и т.п.) и совершенно не реагировать (полное молчание, если он идет в правильном направлении, т.е. если он на верном пути, чтобы найти спрятанный предмет). В отношении второго студента группа должна вести себя совершенно противоположно: подбадривать его, если он на верном пути к нахождению спрятанного предмета, и никак не реагировать (полное молчание), если он ищет в неправильном направлении.

    После того как преподаватель объяснил группе правила ее поведения, в класс приглашается первый студент. Преподаватель говорит ему, что в течение 5 мин он должен найти спрятанный в классе предмет. При этом никаких дополнительных пояснений относительно того, что это за предмет, как искать, не делается. Задача состоит в том, что студент сам, ориентируясь на окружение, должен попытаться найти предмет. После того как студент нашел предмет или истекли 5 мин, приглашается второй студент, которому ставится точно такая же задача, как и первому. По завершении задания вторым студентом преподаватель подводит краткий итог. Обычно он очень наглядный: тот студент, на неправильные действия которого давалась негативная реакция, чаще всего не справляется с задачей, и наоборот, тот студент, правильные действия которого поддерживала группа, успешно справляется с заданием.

    Шаг II. После проигрывания первой части упражнения, заключающейся в поиске спрятанного предмета, преподаватель переходит ко второй части упражнения. Он предлагает для обсуждения в малых группах матрицу «реакция группы — уверенность в себе» и просит студентов высказаться по поводу того, как будут строиться отношения группы и индивида в каждом из четырех квадрантов матрицы. Обсуждение в малых группах идет 20 мин; такое же время затрачивается на общее обсуждение в группе.

    3. Основы мотивации

    Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:

    вас лично на работе (в классе):

    1.

    2.

    3.

    4. .

    5.

    квалифицированного рабочего:

    1.

    2,

    3. 4. 5.

    служащего в конторе:

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    профессионала (врача, юриста, преподавателя): 1.

    2. 3. 4. 5.

    неквалифицированного работника:

    1. 2. 3. 4. 5.

    П р и м е ч а н и я : Сначала в течение 1 0 — 1 5 мин проделайте данное упражнение индивидуально, а затем в течение 20—30 мин обсудите в группе и достигните консенсуса. В классе с преподавателем в течение 1 5 — 2 0 мин обсудите и сформулируйте общую позицию по данному упражнению.

    Домашние задания

    /. Ситуационное усиление поведения

    Студент выбирает один из типов ситуационного усиления (подкрепления) поведения и описывает факты и события из своей жизни, когда к нему применялся данный тип усиления.

    2. Моя лучшая группа

    Студенты в терминах изученной темы описывают пример из своей жизни, свидетельствующий о группе, в которой ей (ему) приходилось быть, и почему она (он) считают эту группу лучшей в своей жизни. Однако вначале должен быть указан тип группы, так как это имеет непосредственное отношение к последующему описанию поведения этой группы.

    3. Лист желаний

    Заполните приведенную ниже форму, обеспечив логику в объяснении ваших желаний и потребностей.

    Форма II. 1


    Вещи, которые вам хочется получить в жизни

    Какую потребность

    (потребности) данное

    желание может

    удовлетворить?

    Какая мотивационная

    теория лучше объясняет

    выбранные вами

    потребности?

    Лист А — краткосрочные желания



    Лист В — долгосрочные желания




    Please publish modules in offcanvas position.