Практикующие упражнения
1. Роли в малой учебной группе
Цель
Помочь студентам определить свои роли, которые они преимущественно выполняют в ходе работы в малых учебных группах.
Процедура
Шаг J. Студенты индивидуально в течение 10—15 мин заполняют прилагаемую ниже анкету и подсчитывают баллы по каждой группе ролей путем суммирования отмеченных по каждой позиции баллов (от 1 до 5). Предварительно находят соответствующее слово для сегмента с вопросом. Группа ролей, набравшая большее количество баллов, будет на первом месте, а остальные распределятся соответственно.
Шаг //. В малых учебных группах в течение 15—20 мин студенты обсуждают полученные индивидуальные результаты, пытаясь найти им объяснения.
Шаг 111. Представители малых учебных групп в классе в течение 15— 20 мин докладывают результаты обсуждений в группах. Далее проходит общее обсуждение.
Ваша роль в малой группе
Поведение 1 |
Никогда 2 |
Редко 3 |
Иногда 4 |
Часто 5 |
Всегда 6 |
Ориентированное на решение задачи |
|||||
1. Проявляю инициативу в деле |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Ускоряю использование фактов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Разъясняю проблемы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Делаю оценку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Обобщаю идеи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Поддерживаю работу в группе |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
7. Контролирую работу группы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. Прошу дать больше информации |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ориентированное на установление отношений |
|
|
|
|
|
9. Поддерживаю и воодушевляю других |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. Пытаюсь снять напряжение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11. Умиротворяю членов группы |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
12. Помогаю найти компромисс |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
13. Призываю других к участию |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
I Ориентированное на свои интересы |
|
|
|
|
|
14 . Проявляю жесткость |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
15 . Ищу признания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16. Избегаю участия |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
17. Доминирую в группе |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
18. Придираюсь к мелочам |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Найди предмет
Цель
Ознакомление студентов на основе реальных действий с тем, как влияет реакция окружающих на результативность поведения человека в группе (организации).
Процедура
Шаг I. Преподаватель предлагает двум добровольцам покинуть класс. После этого он берет какой-нибудь вам известный предмет и прячет (кладет) его где-то в классе. Далее он договаривается со студентами, что они должны определенным образом реагировать на поведение того, кто будет искать этот предмет. В отношении первого студенты должны реагировать негативно на неправильные действия (выкрикивать язвительные замечания, высмеивать, шуметь и т.п.) и совершенно не реагировать (полное молчание, если он идет в правильном направлении, т.е. если он на верном пути, чтобы найти спрятанный предмет). В отношении второго студента группа должна вести себя совершенно противоположно: подбадривать его, если он на верном пути к нахождению спрятанного предмета, и никак не реагировать (полное молчание), если он ищет в неправильном направлении.
После того как преподаватель объяснил группе правила ее поведения, в класс приглашается первый студент. Преподаватель говорит ему, что в течение 5 мин он должен найти спрятанный в классе предмет. При этом никаких дополнительных пояснений относительно того, что это за предмет, как искать, не делается. Задача состоит в том, что студент сам, ориентируясь на окружение, должен попытаться найти предмет. После того как студент нашел предмет или истекли 5 мин, приглашается второй студент, которому ставится точно такая же задача, как и первому. По завершении задания вторым студентом преподаватель подводит краткий итог. Обычно он очень наглядный: тот студент, на неправильные действия которого давалась негативная реакция, чаще всего не справляется с задачей, и наоборот, тот студент, правильные действия которого поддерживала группа, успешно справляется с заданием.
Шаг II. После проигрывания первой части упражнения, заключающейся в поиске спрятанного предмета, преподаватель переходит ко второй части упражнения. Он предлагает для обсуждения в малых группах матрицу «реакция группы — уверенность в себе» и просит студентов высказаться по поводу того, как будут строиться отношения группы и индивида в каждом из четырех квадрантов матрицы. Обсуждение в малых группах идет 20 мин; такое же время затрачивается на общее обсуждение в группе.
3. Основы мотивации
Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:
вас лично на работе (в классе):
1.
2.
3.
4. .
5.
квалифицированного рабочего:
1.
2,
3. 4. 5.
служащего в конторе:
1.
2.
3.
4.
5.
профессионала (врача, юриста, преподавателя): 1.
2. 3. 4. 5.
неквалифицированного работника:
1. 2. 3. 4. 5.
П р и м е ч а н и я : Сначала в течение 1 0 — 1 5 мин проделайте данное упражнение индивидуально, а затем в течение 20—30 мин обсудите в группе и достигните консенсуса. В классе с преподавателем в течение 1 5 — 2 0 мин обсудите и сформулируйте общую позицию по данному упражнению.
Домашние задания
/. Ситуационное усиление поведения
Студент выбирает один из типов ситуационного усиления (подкрепления) поведения и описывает факты и события из своей жизни, когда к нему применялся данный тип усиления.
2. Моя лучшая группа
Студенты в терминах изученной темы описывают пример из своей жизни, свидетельствующий о группе, в которой ей (ему) приходилось быть, и почему она (он) считают эту группу лучшей в своей жизни. Однако вначале должен быть указан тип группы, так как это имеет непосредственное отношение к последующему описанию поведения этой группы.
3. Лист желаний
Заполните приведенную ниже форму, обеспечив логику в объяснении ваших желаний и потребностей.
Форма II. 1
Вещи, которые вам хочется получить в жизни |
Какую потребность (потребности) данное желание может удовлетворить? |
Какая мотивационная теория лучше объясняет выбранные вами потребности? |
Лист А — краткосрочные желания |
|
|
Лист В — долгосрочные желания |
|
|