Менеджмент - О.С.Виханский - 1. Функции управления организацией 1.1. Общие функции предприятия

    Содержание материала

    1. Функции управления организацией 1.1. Общие функции предприятия

    Когда мы говорим, что организация или предприятие функционируют, то подразумеваем, что в их рамках люди осуществляют определенные действия, направленные как на взаимодействие с внешней средой, так и на внутриорганизационное взаимодействие. Первый тип взаимодействия — это ролевое функционирование предприятия. Здесь функция выступает в своей социальной интерпретации и является частью той общей роли, которую выполняет любое предприятие в системе общества, т.е. в системе более высокого уровня организации.

    Впервые функции предприятия были выделены и систематизиро-ванно описаны французским практиком и ученым А. Файолем в его работе «Общее и промышленное управление» в 1 9 1 6 г. Усложнение взаимодействия с внешним окружением позволяет сегодня говорить уже о большем количестве общих функций современного предприятия (табл. 8.1).

    Таблица 8.1. Функции современного предприятия


    Ресурсы

    Функции

    Время

    Планирование

    Деньги

    Финансы

    Люди

    Кадры

    Идеи

    Разработки

    Данные

    Информация

    Технологии

    Производство

    Бизнес

    Рост

    Культура

    Развитие

    Потребитель

    Маркетинг

    Каждая из указанных общих функций является определенным видом работы по управлению предприятием в целом. Это относительно самостоятельные участки работы, выделившиеся в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный характер (рис. 8.1).

    Управление предприятием как разновидность трудовой деятельности

    Рост объемов и сложности управленческой деятельности

    Разделение труда в управлении

    Специализация и обособление управленческой работы

    Кооперация и комбинирование видов управленческой деятельности

    Управление функциями

    Управление процессами


    Рис. 8.1. Разделение труда в управлении: вертикальный и горизонтальный рост организации

    Рис. 8.1. Разделение труда в управлении: вертикальный и горизонтальный рост организации

    Разделение труда в управлении, специализация и комбинирование различных управленческих работ — процессы постоянные. Выделяются шесть стадий данного процесса, соответствующих объемам и сложности управления организацией или предприятием в целом.

    Первая стадия. Объем управления невелик, сложность управленческих действий невысокая, управляет тот же работник, который выполняет производственные функции (бригадир, глава семейного предприятия).

    Вторая стадия. Объем управленческой работы требует выделения специального работника, освобожденного от производственных функций (начальник участка, мастер, руководитель малого предприятия).

    Третья стадия. Объем работы по управлению возрастает настолько, что возникает необходимость координации деятельности этих специальных работников, возникает линейная иерархия (над группой мастеров появляется начальник цеха).

    Четвертая стадия. Дальнейший рост объемов и сложности управленческой работы требует специализации управленческих работников на выполнении отдельных функций, в управлении появляются специалисты: плановики, учетчики, контролеры.

    Пятая стадия. Объем работы по общим функциям и число работников, занятых специальными работами, увеличивается и требует координации усилий. Появляется необходимость в начальнике для специалистов (главный бухгалтер).

    Шестая стадия. Развитие управленческой деятельности приводит к необходимости объединения функциональной и линейной иерархий под общим руководством. Руководство становится специализированным видом деятельности (директор предприятия).

    Все эти стадии существуют одновременно и имеют вполне определенное организационное оформление в виде различных должностей и структурных подразделений.


    Please publish modules in offcanvas position.