Менеджмент - О.С.Виханский - 1.1. Улучшение организационной адаптивости

    Содержание материала

    1.1. Улучшение организационной адаптивости

    Организации нуждаются в эффективных технологиях и методах работы, чтобы адаптироваться к меняющейся рыночной ситуации, избытку рабочей силы, ожиданиям общественности, законодательным требованиям, новым идеям и т.п. Обычно организации создают специальные подразделения, которые разрабатывают и реализуют планы требуемых изменений. Подобные подразделения могут иметь очень различные названия от подразделений по созданию нового продукта и развития рынка до подразделений по стратегическому планированию, отношениям с общественностью или организационному развитию.

    Практика показала, что подразделения, традиционно занимавшиеся организационными изменениями (орготделы, отделы организации и управления, административные отделы), сегодня не в состоянии обеспечить организационную адаптивность. В организации все должно быть способно адаптироваться к внешним изменениям. В табл. 14.1 приводятся данные по происшедшим изменениям в ряде функций предприятия.

    Таблица 14.1. Изменения в основных функциях предприятия


    Функция

    Прежнее содержание

    Новое содержание

    Производство

    Капитал и машины важнее людей; объемы, низкая себестоимость и производительность более важны, чем качество и реакции на требования потребителей

    Сокращение производственного цикла; обновление продукции; люди, качество, потребитель становятся важнее

    Маркетинг

    Массовые рынки; массовая реклама; длительные маркетинговые исследования

    Сегментированные рынки; создание рынков; точечные маркетинговые исследования; быстрая реакция на потребителя

    Финансы

    Централизованы; узкая специализация продукции; соблюдение установленной политики

    Децентрализация, финансисты-члены бизнес-групп, делегирование полномочий по расходам вниз

    Информационные технологии

    Централизованные потоки; накопление информации «на всякий случай»

    Децентрализованная обработка данных; распространенность персональных компьютеров; разрешена множественность баз данных

    Исследования и разработки

    Централизованы; упор на большие проекты; умение важнее надежности и обслуживания; инновации только для новых продуктов и услуг

    Все является объектом инноваций; упор на «портфель» небольших проектов; быстрота внедрения

    Поскольку все части и аспекты деятельности организации должны подвергаться изменениям, организационная культура (см. гл. 13 ) приобретает важную роль в способности организации адаптироваться. Из табл. 1 4 . 1 видно, что сокращение жизненного цикла продукта в е д е т в организации к уменьшению производственного цикла. Менеджеры могут увеличить адаптируемость организации через использование временных или гибких структур на сборочных машинах, чтобы происходил обмен идеями, вырабатывалась стратегия и анализировались решения. Адаптивные, временные структуры дают возможность организации быстро реагировать на новую информацию, ускоряют переход к новым операциям, способствуют широкому участию работников в принятии решений и создают условия для появления будущих лидеров.

    Среди известных компаний, прошедших на рубеже XX—XXI вв. через серьезные изменения, сегодня называют «Форд», «Дженерал Моторс», «Дженерал Электрик», «Ксерокс», ИБМ и «Кодак». Так, компания «Дженерал Моторс» по-прежнему продает автомобили, но пытается делать это как компьютерные компании. «Дженерал Моторс» перестраивает свой бизнес по четырем направлениям: переход к электронной торговле и доставка автомобиля заказчику за 1 5 — 2 0 дней вместо 55—60; разработка технологии, способной создать беспроводную связь автомобиля с Интернетом и максимально использовать все имеющиеся телекоммуникационные технологии; разработка «бизнес-ту-бизнес»; обмен комплектующими через компьютер. Еще «Дженерал Моторс» компьютеризировала систему оплаты и запасов.

    Компания «Кодак» меняет себя в сторону перехода от производства продукта к его обслуживанию в условиях новой экономики. Компания по-прежнему уделяет внимание цифровым камерам и цифровой печати, но сейчас также концентрируется на разработке комплексной цифровой технологии и уверена, что такая «цифровая» стратегия принесет ей прирост обмена продаж от 8 до 12 процентов в год.


    Please publish modules in offcanvas position.