Менеджмент - О.С.Виханский - Ожидание

    Содержание материала

    Ожидание

    отражает представление человека о том, в какой мере его действия приведут к определенным результатам. Обычно эти ожидания базируются или же зависят от прямого опыта, от глубины анализа того, что приводило к успеху и поражениям, от степени самоуверенности, уровня цодготовки, способностей оценить обстановку, знания своих возможностей и ряда других факторов. Оценка ожидания варьируется в диапазоне от 0 до 1. В том случае, если человек считает, что исполнение и результаты не зависят от его усилий, ожидание равно 0. Если же, наоборот, он считает, что результат и исполнение полностью зависят от его усилий, то ожидание получает в качестве количественной оценки 1. Ожидание оказывает очень сильное влияние на поведение человека в организации, так как, базируясь на этом, он определяет для себя то, насколько он должен стараться, сколько усилий он должен затрачивать для исполнения работы.

    Выделяют две группы ожиданий. Ожидания, связывающие усилия и исполнение работы, и ожидания, связывающие исполнение работы и результаты, наступающие за этим. Первая группа ожиданий отражает представление человека о том, насколько его усилия определяют выполнение работы, т.е. насколько его усилия определяют результаты первого уровня. Если человек считает, что качественная и количественная сторона выполнения работы сильно зависят от его усилий, то оценка ожидания близка к 1. В противоположном случае она близка или равна 0. Возможны и оценки, находящиеся в диапазоне между 0 и 1, что будет соответствовать представлению человека о том, насколько его усилия могут влиять на исполнение.

    Ожидание, касающееся оценки степени зависимости результата второго уровня от исполнения, отражает то, насколько человек связывает возможные для него последствия в виде вознаграждения, наказания, определенной реакции коллектива и т.п. с уровнем исполнения своей работы. Здесь также ожидание оценивается 1, если в его представлении результаты второго уровня полностью зависят от уровня исполнения, и 0, если он считает, что такой связи нет.

    Теория ожидания объясняет то, как строится процесс мотивации человека к деятельности, исходя из увязки в единое целое представлений человека о необходимых для выполнения работы усилиях, ее практическом исполнении и результатах, ожидаемых в ответ на выполненную работу. При этом ключевыми точками концентрации внимания теории являются: (1) ожидания по цепочке «усилия — исполнение»;

    (2)  ожидания по цепочке «исполнение — результаты второго уровня» и

    (3)  валентность результатов.

    В соответствии с теорией ожидания мотивация человека к исполнению работы зависит от того, насколько он заинтересован или не заинтересован выполнять ее, насколько работа привлекательна для него. Принимая решение по поводу того, что делать и какие усилия затрачивать, человек обычно отвечает самому себе на вопрос, касающийся того, насколько нужно ему это делать. То есть при выборе альтернативы человек думает о том, если он поведет себя соответствующим образом, будет соответствующим образом исполнять работу, приведет ли это к определенному результату первого уровня. В этом случае у него формируется ожидание результата первого уровня. Кроме этого, человек отвечает на вопрос о том, что он получит в результате успешного выполнения работы (рис. 4.8).

    Рис. 4.8. Схематическое отображение теории ожидания

    Это уже выработка ожидания результатов второго уровня. И наконец, он решает для себя, насколько ценным будет для него этот результат, т.е. он оценивает валентность результата второго уровня. В зависимости от того, к какой окончательной оценке человек придет, будет формироваться его мотивация на выполнение работы.

    Основные положения теории ожидания состоят в следующем. Во-первых, так как данная теория подчинена идее поиска ответа на вопрос, как мотивация влияет на выполнение работы, то исходный постулат состоит в том, что исполнение определяется произведением значений двух факторов: возможности человека и его мотивации. Во-вторых, утверждается, что мотивация задается произведением величины ожидания результатов первого уровня на величину валентности результатов первого уровня. И наконец, в-третьих, валентность результатов первого уровня задается произведением величины валентности результатов второго уровня на ожидания отдельных результатов второго уровня. Человек выбирает ту альтернативу, где будет выше мотивация.

    Изложенные положения базисной модели теории ожидания можно проиллюстрировать на следующем примере. Допустим, у работника есть три варианта выполнения работы: 1) затрата больших усилий; 2) затрата умеренных усилий и 3) затрата малых усилий. Оценки по каждому из результатов даны в табл. 4.2.

    Таблица 4.2. Оценка результатов


    Вариант

    Результаты первого уровня и их ожидание

    Результаты второго уровня и их ожидание

    Валентность

    результатов

    второго

    уровня

    1

    2

    3

    4

    Затраты больших усилий

    Высокий результат 0,7

    Похвала начальства 0,8

    2



    Свободное время 0,0

    4



    Премия 0,5

    1



    Продвижение по работе 0,3

    4


    Средний результат 0,2

    Похвала начальства 0,5

    2



    Свободное время 0,0

    4



    Премия 0,2

    1



    Продвижение по работе 0,1

    4


    Низкий результат 0,1

    Похвала начальства 0,2

    4



    Свободное время 0,0

    4



    Премия 0,1

    1



    Продвижение по работе 0,0

    4

    Умеренная плата

    Высокий результат 0,2

    Похвала начальства 0,2

    2



    Свободное время 0,4

    4



    Премия 0,4

    1



    Продвижение по работе 0,1

    4


    Средний результат 0,6

    Похвала начальства 0,1

    2



    Свободное время 0,4

    4



    Премия 0,1

    1



    Продвижение по работе 0,1

    4


    Низкий результат 0,2

    Похвала начальства 0,0

    2



    Свободное время 0,4

    4



    Премия 0,0

    1



    Продвижение по работе 0,0

    4

    Затраты малых усилий

    Высокий результат   0,1

    Похвала начальства 0,1

    2



    Свободное время 0,6

    4



    Премия 0,1

    1



    Продвижение по работе 0,0

    4


    Средний результат 0,2

    Похвала начальства 0,0

    2



    Свободное время 0,6

    4



    Премия 0,1

    1



    Продвижение по работе 0,0

    4


    Низкий результат   0,7

    Похвала начальства 0,0

    2



    Свободное время 0,6

    4



    Премия 0,0

    1



    Продвижение по работе 0,0

    4

    На основе данной таблицы можно рассчитать мотивационную силу для каждого из возможных вариантов поведения.

    I  вариант

    Валентность результатов первого уровня

    Высокий результат

    Валентность равна 2 х 0,8 + 4 х 0,0 + 1 х 0,5 х 4 х 0,3 = 3,3

    Средний результат

    Валентность равна 2 х 0,5 + 4 х 0,0 + 1 х 0,2 + 4 х 0,1 = 1 , 6

    Низкий результат

    Валентность равна 2 х 0,2 + 4 х 0,0 + 1 х 0,1 + 4 х 0,0 = 0,5

    Мотивационная сила равна 0,7 х 3,3 + 0,2 х 1 , 6 + 0,1 х 0,5 = 2,68

    II  вариант

    Валентность результатов первого уровня

    Высокий результат

    Валентность равна 2 х 0,2 + 4 х 0,4 + 1 х 0,4 + 4 х 0,1 =2,8

    Средний результат

    Валентность равна 2 х 0,1 + 4 х 0,4 + 1 х 0,1 + 4 х 0,0 = 1,9

    Низкий результат

    Валентность равна 2 х 0,0 + 4 х 0,4 + 1 х 0,0 + 4 х 0,0 = 1,6

    Мотивационная сила равна 0,2x2,8 + 0 , 6 х 1 , 9 + 0 , 2 х 1 , 6 = 2 , 0 2

    III  вариант

    Валентность результатов первого уровня

    Высокий результат

    Валентность равна 2 х 0,1 + 4 х 0,6 +1 х 0,1 + 4 х 0,0 = 2,7

    Средний результат

    Валентность равна 2 х 0,0 + 4 х 0,6 + 1 х 0,1 + 4 х 0,0 = 2,5

    Низкий результат

    Валентность равна 2 х 0,0 + 4 х 0,6 + 1 х 0,0 + 4 х 0,0 = 2,4

    Мотивационная сила равна 0,1 х 2,7 + 0,2 х 2,5 + 0,7 х 2,4 = 2,45

    Таким образом, видно, что наибольшая мотивационная сила у I варианта, а далее на втором месте по притягательности идет III вариант. В соответствии с теорией ожидания работник должен будет сделать выбор в пользу первого варианта.

    При воплощении идей теории ожидания в практике управления необходимо помнить, что по этой теории мотивация человека к деятельности задается уровнем и структурой ожиданий результатов второго уровня и степенью их связи в сознании работника с результатами первого уровня. Поэтому в качестве обязательных условий успешного мотивирования менеджер должен знать структуру, валентность и величину ожидания результатов второго уровня. При этом он должен помнить, что не может быть единого подхода ко всем работникам, так как

    ожидания второго уровня у всех индивидуальны. Кроме этого, менеджер должен добиваться увязки в сознании работника результатов второго уровня с результатами первого уровня. Используя различные приемы, менеджер для успешного управления подчиненными должен построить управление организацией таким образом, чтобы работник был уверен, что, работая на достижение организационных целей, он тем самым создает условия для наилучшего достижения результатов второго уровня.

    В теории ожидания считается, что для того, чтобы смог осуществиться процесс мотивирования, должен быть выполнен ряд предварительных условий. Такими условиями являются:

    •        наличие у работников достаточно высоки степени ожидания результатов первого уровня;

    •        наличие достаточно высокой степени ожидания результатов второго уровня и суммарная неотрицательная валентность результатов второго уровня.

    На практике это означает, что работник должен иметь устойчивое представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда вытекают для него определенные последствия, а также то, что результаты, получаемые им в конечном счете, имеют для него ценность. При отсутствии одного из этих условий процесс мотивирования становится исключительно сложным или же даже неосуществимым.

    Делая общий вывод относительно теории ожидания, необходимо отметить, что она исходит из того, что люди осуществляют свои действия в соответствии с тем, к каким возможным последствиям для них эти действия могут привести. Люди на основе доступной им информации делают выбор одной из альтернатив действия, исходя из того, что они получат в результате и какие усилия они должны будут затратить, чтобы достичь этого результата. То есть, по теории ожидания, человек ведет себя в соответствии с тем, что, по его мнению, произойдет в будущем, если он произведет определенные затраты усилий.


    Please publish modules in offcanvas position.