Менеджмент - О.С.Виханский - 4.4. Модель Оучи

    Содержание материала

    4.4. Модель Оучи

    Широко известная сегодня организация типа « Z » (см. вводную главу), описанная У. Оучи, представляет собой попытку показать, как соединение преимуществ двух достаточно различных культур (японской и американской) «рождает» эффективный вариант культуры американской деловой организации.

    Свое исследование У. Оучи построил на сравнительном анапизе семи переменных организационной культуры:

    •        обязательства организации по отношению к своим членам;

    •        оценка выполнения работы;

    •        планирование карьеры;

    •        система контроля;

    •        принятие решений;

    •        уровень ответственности;

    •        интерес к человеку.

    Эти семь сравниваемых переменных представлены в табл. 13.8.

    Обязательства по отношению к работникам. Согласно У. Оучи, три типа организации высоко ценят низкий уровень текучести кадров. Увольнения применяются только в безвыходном положении.

    Однако то, как поддерживается эта культурная ценность, различает эти три типа организаций. Если в Японии в этих целях чаще пользуется система пожизненного найма, то американские фирмы традиционно ориентируются на краткосрочный найм, предоставляя свободу выбора. Хотя на практике большинство американских рабочих и служащих строят свою жизненную карьеру, меняя большое количество компаний.

    Т а б л и ц а 13.8. Модель организации типа « Z » У. Оучи


    Культурные переменные

    Характеристики в японских компаниях

    Характеристики

    в американских

    компаниях типа « Z »

    Характеристики

    в типичных

    американских

    компаниях

    Наем

    Пожизненный

    Долговременный

    i

    Кратковременный

    Оценка и продвижение

    Качественное и медленное

    Качественное и медленное

    Количественное и быстрое

    Карьера

    Широкоспециализированная

    Умеренноспециали-зированная

    Узкоспециализированная

    Механизм контроля

    Неясный и неформальный

    Неясный и неформальный

    Ясный и формальный

    Принятие решения

    Групповое и консенсусное

    Групповое и консенсусное

    И ндивидуальное

    Ответственность

    Групповая

    Индивидуальная

    Индивидуальная

    Интерес к человеку

    Широкий

    Широкий

    Узкий

    Оценка выполнения работы. Все три типа организаций проводят эту работу, используя как количественные, так и качественные измерители. Однако временной лаг и его влияние на карьеру имеют различия. Так, в «чисто» американской фирме ценится быстрое продвижение, основанное на оценке работы с помощью множества количественных измерителей.

    Планирование карьеры. Количество выполняемых в процессе прохождения карьеры функций значительно отличает японского и американского менеджеров. «Третий» путь предлагает разнообразить карьеру менеджера в рамках трех — пяти функций.

    Система контроля. Без контроля не обходится ни одна организация. Однако каждая организация решает это по-своему. Если типичная американская фирма имеет четкую, ясную и достаточно формальную систему отчетности, то для «идеальной» модели предлагается в основном японский подход, когда контроль осуществляется через неформальные и менее структурированные механизмы. Одним из наиболее эффективных механизмов является организационная культура.

    Принятие решений. Предпочтение отдается японскому варианту, когда решения в организации принимаются на уровне группы и на консенсусной (все в основном согласны и принимают решения к исполнению) основе.

    Уровень ответственности. Не в пример преимуществам группового консенсусного решения, модель У. Оучи предлагает для американской фирмы типа « 2 » сохранять ответственность на индивидуальном уровне. В этом случае предполагается, что две разные культурные ценности (групповое решение и индивидуальная ответственность) должны ужиться друг с другом. Решается это во многих случаях через механизм участия в управлении, сохраняющий традиционно последнее слово в решении за менеджером. Американская индивидуальность при этом не страдает.

    Интерес к человеку. Следуя японскому подходу, У. Оучи предлагает в варианте « 2 » рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечениям, вере, желаниям, опасениям и вдохновению. Типично американский подход видеть в индивиде только работника ограничивает возможности управления человеком в организации.

    Модель У. Оучи получила на практике применение на ряде японских автомобильных заводов фирм «Тойота» и «Ниссан» в США. В тех случаях, когда компании систематически инвестировали в своих работников и их работу на протяжении длительного периода времени, наблюдались постепенные и значительные улучшения.


    Please publish modules in offcanvas position.