Менеджмент - О.С.Виханский - Исследования Университета штата Огайо

    Содержание материала

    Исследования Университета штата Огайо

    считаются наиболее значительными среди тех, которые были предприняты в послевоенный период в области лидерского поведения. Их целью была разработка двухфакторной теории руководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений и отношения в рамках этой структуры. К первой переменной относятся образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в группе: определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов. Вторая переменная включает образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между лидером и последователями: дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, чувствительность друг к другу, желание сделать друг другу доброе.

    Табли ца 12.3. Содержание трех стилей р у к о в о д с т в а



    Авторитарный стиль

    Демократический стиль

    Пассивный стиль

    Природа стиля

    Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера

    Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера

    Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы / организации


    Прерогатива в установлении целей и выборе средств

    Принятие решенй разделено по уровням на основе участия

    Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме


    Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху

    Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях

    Коммуникация

    в основном строится на горизонтальной

    Сильные стороны

    Внимание срочности порядку, возможность предсказания результата

    Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении

    Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера

    Слабые стороны

    Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы

    Демократический стиль требует много времени

    Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства

    В ходе исследования была установлена связь между указанными двумя переменными и различными критериями эффективности. Так, вначале удалось установить, что лидеры, поведение которых характеризуется одновременно наличием двух переменных, более эффективны в своей деятельности, чем те, у которых поведение характеризовалось только одной из них. Позже были получены данные, свидетельствовавшие о том, что преимущественное внимание со стороны руководителя к структуре отношений делало выше показатели профессиональности подчиненных и снижало количество жалоб от них, а при фокусе на отношения в структуре были отмечены относительно низкие показатели профессионализма и прогулов. Долгое время признавалась верной гипотеза, утверждающая, что наивысшие уровни двух переменных (правый верхний квадрант на рис. 12.7) формируют наи-






    Высокое

    Лидер уделяет меньше внимания структурированию заданий для работников, а больше занимается удовлетворением их потребностей и желаний

    Лидер в значительной мере обеспечивает руководство работой, уделяя одновременно большое внимание установлению наилучших отношений с работниками

    Внимание отношениям в структуре

    Лидер не справляется с необходимым структурированием работы, стремясь компенсировать это приложением максимальных усилий по установлению наилучших отношений с работниками

    Основное внимание уделяется лидером структурированию работы и всего того, что с ней связано, при слабом учете н у ж д и желаний работников

    Низкое


    Низкое

    Внимание структуре отношений

    Высокое

    Внимание структуре

    Низкое                                                                                        Высокое

    отношений

    Рис. 12.7. Четыре стиля руководства согласно результатам исследования Университета штата Огайо

    Рис. 12.7. Четыре стиля руководства согласно результатам исследования Университета штата Огайо

    лучший стиль руководства. Однако последующие многочисленные тестирования давали очень разные результаты. При этом не удавалось установить единственно верного стиля эффективного лидерства, применимого в любых условиях. В то же время проведенные исследования позволили сделать два важных вывода. Во-первых, чем большее внимание уделяется структуре отношений и всему тому, что связано с работой, тем больший эффект достигается при следующих условиях:

    •       сильное давление, оказываемое кем-то (кроме лидера) с целью получения соответствующих результатов;

    •       задание удовлетворяет работников;

    •       работники зависят от лидера в получении информации и указаний о том, как делать работу;

    •       работники психологически подготовлены быть полностью инструктированными лидером;

    •      соблюдается эффективный масштаб управляемости.
    Усиленное внимание отношениям в структуре и всему тому, что

    соответствует нуждам и желаниям работников, дает эффект тогда, когда:

    •        задания являются рутинными и непривлекательными для работников;

    •        работники предрасположены и готовы к участию в управлении;

    •        работники должны сами научиться чему-то;

    •        работники чувствуют, что их участие в принятии решений влияет на уровень выполнения работы;

    •        не существует значительных различий в статусе между лидером и работниками.

    Во-вторых, было отмечено, что эффективность лидерства зависит также от ряда других факторов:

    •       организационная культура;

    •       используемая технология;

    •       ожидания от использования определенного стиля руководства;

    •       моральная удовлетворенность от работы с руководителем определенного стиля.


    Please publish modules in offcanvas position.