Менеджмент - О.С.Виханский - Организация ожидает от человека,

    Содержание материала

    Организация ожидает от человека,

    что он проявит себя как:

    •        специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;

    •        член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию;

    •        человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;

    •        член организации, способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;

    •        член организации, разделяющий ее ценности;

    •        работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;

    •        человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы;

    •        исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;

    •        член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;

    •        сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.

    Комбинация ожиданий организации по отношению к человеку, а также степень значимости для организации каждого отдельного ожидания могут отличаться у различных организаций. Более того, и в рамках одной и той же организации по отношению к различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий. Поэтому нельзя предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к человеку, так же как нельзя предложить аналогичной универсальной модели ожидания человека по отношению к организации.

    Для того чтобы стыковать ожидания человека и организации по отношению друг к другу и тем самым устранить или минимизировать проблемы и коллизии, которые возникают между человеком и организационным окружением, важно четко представлять то, на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и какую роль ему предполагает дать организация. Очень часто именно несоответствие роли, которую предлагает организация человеку, его претензиям занимать определенное место в организации, является основой конфликта между человеком и организационным окружением. Одной из наиболее распространенных форм разрешения противоречия между ролью и местом является наделение сотрудника определенным статусом.  Однако данная форма не устраняет этого

    противоречия окончательно. Это связано с тем, что статус по своей сути — это не только мера возвышения, но также и мера принижения.

    В практике менеджмента используется два подхода к установлению соответствия роли и места. Первый подход состоит из того, что роль является основополагающей в установлении этого соответствия, при втором подходе исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнения ролей. При первом подходе человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, т.е. для исполнения определенной роли в организации. При втором подходе работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и его претензиям на определенное место в организации. Первый подход является традиционным и наиболее распространенным в современной практике менеджмента. Второй подход также имеет практическую реализацию преимущественно в рамках японского типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации второго подхода, наблюдается тенденция к расширению использования в практике менеджмента ряда его идей и элементов. Ключевым условием, которое делает возможным использование элементов второго подхода, является групповая форма организации труда. В связи с тем что в последние десятилетия эта форма получила мировое распространение, можно считать, что во многих компаниях сложились базовые основы для распространения принципов второго подхода к управлению персоналом. Однако все-таки по-прежнему в практике менеджмента доминирует идеология первого подхода. Поэтому в данном учебнике далее будут рассматриваться идеи и практическая реализация первого подхода к включению человека в организационное окружение (рис. 1.4).


    Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции

    Работа или функция подбирается для человека

    • изучение работы

    • изучение возможностей и стремлений человека

    • описание работы

    • закрепление за человеком определенного места в организации

    • определение квалификационных требований

    • подбор работы, наиболее соответствующей возможностям и месту человека

    • отбор кандидатов по квалификационным требованиям

    • закрепление работы за человеком

    • назначение человека на определенную работу


    Рис. 1 . 4 . Два подхода к установлению взаимодействия человека и организации


    Please publish modules in offcanvas position.