Менеджмент - О.С.Виханский - 3.2. Соответствие культуры  принятой стратегии

    Содержание материала

    3.2. Соответствие культуры  принятой стратегии

    Перед каждой фирмой стоит вопрос о соответствии ее стратегий существующей в организации культуре.

    Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разложить стратегию как единое целое на составные части (задачи), образующие широкую программу стратегических действий. Взяв эти задачи за основу анализа, можно рассмотреть их с двух позиций:

    •       важность каждой задачи для успеха данной стратегии;

    •       совместимость между задачей и тем аспектом организационной культуры, который призван ее обеспечить.

    Рис. 13.10. Матрица оценки «культурного» риска (по Г. Шварцу и С. Дэвису)


    Г. Шварц и С. Дэвис предложили построить матрицу, положив в основу две вышеуказанные переменные, демонстрирующие степень риска применения выбранной стратегии в условиях имеющейся в организации культуры (рис. 13.10). При этом подходе осуществляется позиционирование каждой задачи на поле матрицы с использованием для этого управленческого опыта и интуиции. Это позволяет найти ответ на вопрос о том, что должно быть сделано в случае серьезной несовместимости стратегии и культуры.

    Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации:

    •       игнорируется культура, серьезным образом препятствующая эффективному проведению в жизнь выбранной стратегии;

    •       система управления подстраивается под существующую в организации культуру; этот подход строится на признании имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и выработке альтернатив по «обходу» этих препятствий без внесения серьезных изменений в саму стратегию (табл. 13.4). Так, при переходе от механистической к органической схеме организации во многих производствах долгое время не удается изменить культуру на сборочных участках. В этом случае данный подход может помочь в решении проблемы;

    •       делаются попытки изменить культуру таким образом, чтобы она подходила для выбранной стратегии. Это наиболее трудный подход, занимающий много времени и требующий значительных ресурсов. Однако бывают такие ситуации, когда он может быть основным для достижения долговременного успеха фирмы;

    •       изменяется стратегия с целью ее подстраивания под существующую культуру.

    Т а б л и ц а 13.4. Подстраивание системы управления под существующую организационную культуру


    Стратегия

    Что желательно было бы иметь

    Барьеры

    организационной культуры

    Возможные

    альтернативные решения

    Диверсификация по продукту и рынку

    • Дивизиональ-ная структура

    •     Привержен
    ность центра
    лизации

    •     Единоначалие

    •     Иерархич
    ность

    •  Создание цен
    тров прибыли

    •  Четкое страте
    гическое пла
    нирование

    •  Измерение
    эффективно
    сти

    Концентрация в маркетинге на наиболее прибыльные сегменты рынка

    •    Отлаженная
    система сти
    мулирования

    •    Приспособле
    ние информа
    ционной сис
    темы

    •     Распределен
    ная власть

    •     Индивидуали
    стская ориен
    тация. Отно
    шения важнее
    работы

    • Закрепление за работниками определенных сегментов рынка

    Развитие новых рынков

    • Матричная структура

    Множество центров власти

    Функциональная ориентация

    •  Назначение
    координато
    ров программ

    •  Создание
    комитетов по
    планированию

    •  Большая
    вовлеченность
    высшего руко
    водства

    Выводы, которые могут быть сделаны из этого краткого рассмотрения вопросов совместимости культуры и стратегии в организации, свидетельствуют о том, что все усилия должны быть предприняты для минимизации возникающего риска. Когда этого нельзя избежать по причине структурных изменений в отрасли, в которой действует фирма, либо из-за серьезных трудностей в ее работе, то может использоваться комбинация трех последних подходов для выведения «культурного» риска на допустимый уровень.


    Please publish modules in offcanvas position.