Менеджмент - О.С.Виханский - 5.3. Концепция преобразующего лидерства, или лидерства для изменений

    Содержание материала

    5.3. Концепция преобразующего лидерства, или лидерства для изменений

    Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется совсем иначе (рис. 12.20). Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор — это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стяг реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.

    Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения,



    ДОЛГОСРОЧНЫЕ (изменение поведения)



    ЛИДЕР

    С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ

    ХАРИЗМОЙ

    ЛИДЕР-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, РЕФОРМАТОР

    ЦЕЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ



    ЛИДЕР

    С ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ

    ХАРИЗМОЙ

    ТРАДИЦИОННЫЙ ЛИДЕР

    КРАТКОСРОЧНЫЕ

    (изменение

    среды)


    ЧУВСТВЕННЫЙ

    (люблю/ ненавижу)

    ХАРАКТЕР

    ОТНОШЕНИЙ

    «ЛИДЕР—

    ПОСЛЕДОВАТЕЛИ»

    СОЗНАТЕЛЬНЫЙ

    (уважаю/

    рассчитываю)

    Рис. 12.20. Типы лидерства в зависимости от целей последователей и характера их отношений с лидером

    пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации (рис. 12.21). Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении.

    Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.

    Ситуационные ф а к т о р ы

    Поведение лидера

    •   Кризис

    •   Необходимость сплочения для

    , решения проблемы по-новому

    при имеющемся сопротивлении

    Видение нового решения проблемы

    Перевод видения в действия

    последователей

    ,,

    Управление, вызывающее энтузиазм

    у последователей

    Поведение последователей

    • Отождествление себя с лидером и его видением

    • Возвышение эмоционального состояния

    • Чувство соучастия и вовлеченности

    • Осознание следования за лидером и критическая оценка лидерских призывов

    Следствия

    Совершение важных социальных и организационных изменений

    Приложение последователями больших усилий

    Проявление у последователей большей удовлетворенности

    Усиление групповой / Организационной сплоченности

    Рис. 12.21. Модель преобразующего или реформаторского лидерства


    Please publish modules in offcanvas position.