5.3. Концепция преобразующего лидерства, или лидерства для изменений
Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется совсем иначе (рис. 12.20). Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор — это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стяг реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения,
ДОЛГОСРОЧНЫЕ (изменение поведения) |
|
||||
|
ЛИДЕР С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ХАРИЗМОЙ |
ЛИДЕР-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, РЕФОРМАТОР |
|||
ЦЕЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ |
|
||||
|
ЛИДЕР С ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ХАРИЗМОЙ |
ТРАДИЦИОННЫЙ ЛИДЕР |
|||
КРАТКОСРОЧНЫЕ (изменение среды) |
|
||||
ЧУВСТВЕННЫЙ (люблю/ ненавижу) |
ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ «ЛИДЕР— ПОСЛЕДОВАТЕЛИ» |
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ (уважаю/ рассчитываю) |
|||
Рис. 12.20. Типы лидерства в зависимости от целей последователей и характера их отношений с лидером
пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации (рис. 12.21). Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении.
Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.
Ситуационные ф а к т о р ы |
Поведение лидера |
• Кризис • Необходимость сплочения для , решения проблемы по-новому при имеющемся сопротивлении |
Видение нового решения проблемы Перевод видения в действия последователей ,, Управление, вызывающее энтузиазм у последователей |
Поведение последователей |
|
• Отождествление себя с лидером и его видением |
|
• Возвышение эмоционального состояния |
|
• Чувство соучастия и вовлеченности |
|
• Осознание следования за лидером и критическая оценка лидерских призывов |
|
Следствия |
|
Совершение важных социальных и организационных изменений |
|
Приложение последователями больших усилий |
|
Проявление у последователей большей удовлетворенности |
|
Усиление групповой / Организационной сплоченности |
Рис. 12.21. Модель преобразующего или реформаторского лидерства