Менеджмент - О.С.Виханский - 2.4. Подходы к изучению лидерства

    Содержание материала

    2.4. Подходы к изучению лидерства

    Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя две переменные или два измерения (динамика поведения и уровень ситуацион-ности), можно выделить основные группы лидерства.

    Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения). В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. В противоположность этому поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдаемых исследователями образцов лидерского поведения, т.е. действий лидера, а не наследованных им качеств.

    Второе измерение связано с уровнем, или степенью принятия си-туационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства. На одном полюсе находятся подходы, подводящие к идее универсальности, на другом — ситуационность признается критической, решающей для эффективного лидерства.

    Комбинация двух переменных приводит в конечном счете к выделению четырех типов подходов к изучению лидерства в организации (рис. 12.6). Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория « X » и теория « Y » Дугласа МакГрегора), необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте.

    Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и Университета штата Огайо, системы управления Ликерта и управленческая сетка Блейка и Моутон).

    Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидер-



    Есть поведение

    Тип 2. Анализ образцов лидерского поведения без учета ситуации

    Тип 3. Ситуационный анализ эффективного поведения лидера

    Динамика поведения


    Нет поведения

    Тип 1. Анализ лидерских качеств без у ч е т а ситуации

    Тип 4. Ситуационный анализ характера эффективного лидера


    Нет учета ситуации

    Уровень ситуационности

    Есть учет ситуации

    Рис. 12.6. Типы подходов к изучению лидерства

    ства: Танненбаума — Шмидта, Филлера, Херсея — Бланшарда, Хауза — Митчелла, Стинсона — Джонсона, Врума -- Йеттона — Яго).

    Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход, или «атрибутивная» теория, концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера). В указанных подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте. Ниже будут подробно рассмотрены каждый из указанных подходов с целью оценки его значимости и полезности в объяснении лидерства и возможности предсказания с его помощью лидерского поведения.


    Please publish modules in offcanvas position.