Менеджмент - О.С.Виханский - 5.2. Методы, ориентированные на задачи и технологии

    Содержание материала

    5.2. Методы, ориентированные на задачи и технологии

    Рассматриваемые методы концентрируются на проведении изменений непосредственно в работе сотрудников и их групп. В этой связи основное внимание уделяется технологическим процессам и инструментарию, используемым для выполнения определенных заданий. Методы этой группы следующие:

    •       проектирование работы;

    •       социотехническая система;

    •       кружки качества;

    •       реинжиниринг бизнес-процессов;

    •       всеобщее управление качеством.

    В табл. 14.4 показано сравнительное влияние данной группы методов проведения изменений на системные переменные.

    Т а б л и ц а 14.4.' Сравнительное влияние методов проведения изменений, ориентированных на задачи и технологии, на системные переменные



    Методы изменений

    Влияние на системные организационные переменные

    Люди

    Культура

    Задачи

    Технологии

    Структура

    Стратегия

    Проектиро- вание работы

    От низкого до

    высокого

    От низкого до умеренного

    Высокое

    От низкого до

    высокого

    Низкое

    Низкое

    Социотехни-

    ческая

    система

    _

    Высокое


    Высокое

    От умеренного

    до высо-

    кого

    Высокое

    От низкого до умеренного

    От низкого до умеренного

    Кружки качества

    От низкого до умеренного

    Низкое

    __

    От умеренного

    до высокого

    От низкого до

    высокого

    Низкое

    Низкое

    Реинжиниринг бизнес-процессов

    От умере-ного до

    высокого

    От умеренного до

    высокого

    Высокое

    Высокое

    От низко- го до

    высокого


    От низкого до

    высокого

    Всеобщее управление качеством

    От умеренного

    до высо-

    кого

    От умеренного до высокого

    Ввкхжое

    Высокое

    От низкого до

    высокого

    От низко-то до

    высокого

    Проектирование работы. Как подход к изменениям проектирование работы представляет собой сознательно планируемую реструктуризацию того, как конкретная работа выполняется в целях усиления мотивации сотрудников, их вовлеченности и производительности и улучшения выполнения работы в целом. Можно вновь вернуться к моделям проектирования работы, рассмотренных в гл. 8. Каждая из моделей сама по себе является эффективным подходом к организационным изменениям в определенных условиях. Все эти модели положительно влияют на выполнение работы, прогулы и текучку, в конечном счете, на удовлетворенность работой. Однако имеет место неадекватное использование этих моделей. Например, программа обогащения работы может потерпеть неудачу, если менеджеры думают, что все работники хотят обогатить их работу и не видят разницы в их потребностях и ценностях.

    В целом практика показала, что рассматриваемый метод способствует успешному решению проблем, возникающих у людей в процессе работы.

    Социотехнические системы. Данная модель проектирования работы и одновременно метод проведения изменений, ориентированный

    на задачи и технологии, концентрируется в одинаковой мере на технологическом и социальном аспектах организации, оптимизируя отношения между этими двумя составляющими и тем самым увеличивая организационную эффективность. Этот метод обычно включает в себя радикальное перепроектирование работы с учетом интересов как технологии, так и работников. Многие современные производства изначально используют данный метод как самостоятельно, так и в рамках других ранее описанных методов проведения изменений.

    Кружки качества. Кружки качества — это рабочие группы из числа добровольцев из какой-то одной области деятельности, регулярно собирающиеся для отслеживания и решения проблем, относящихся к качеству работы и ее результатов. Кружки качества также решают ряд задач, присущих другим вышеописанным методам. Возникнув в Японии, этот метод быстро распространился в США. Эффективная деятельность кружков качества предусматривает, что его члены получают подготовку в области решения проблем, статистического контроля качества и групповой работы. Результатом их работы являются предложения руководству по улучшению качества и производительности для их возможного внедрения. Мотивирование участников этого процесса проводится больше через признание, чем через денежное вознаграждение. К сожалению, кружки качества решают ограниченное число проблем по сравнению с другими ранее рассмотренными методами проведения изменений.

    Реинжиниринг бизнес-процессов. Этот метод, связанный с более радикальным, чем другие методы, перепроектированием процесса работы, направлен на ее упорядочение, снижение затрат, повышение качества и эффективности в ее выполнении. Реинжиниринг во многом схож с организационным диагнозом в плане того, что задается вопро- ' сом, а «зачем мы это делаем?». Реинжиниринг сопровождается следующими типичными изменениями в организации:

    •        функциональные подразделения заменяются процессными;

    •        узкая специализация заменяется широкой;

    •        контролируемое ролевое поведение заменяется на наделение работников полномочиями;

    •        оценка работы по действиям заменяется оценкой результатов;

    •        менеджеры из надсмотрщиков превращаются в тренеров;

    •        структура из вертикальной превращается в горизонтальную.

    Таким образом, реинжиниринг как бы вбирает в себя много из других методов проведения изменений. Однако следует помнить, что этот метод сопровождается в большей мере драматическими и революционными изменениями, чем эволюционными.

    Всеобщее у п р а в л е н и е качеством. Данный метод направлен на то, чтобы предусмотреть возникающие у потребителя потребности и ожидания в отношении качества. Достижение организацией качества во всем означает, что все виды работ и деятельности, все процессы выполняются так, что обеспечивают требование клиента, включая экономию времени и стоимости.

    Важная часть данного метода связана с технологией. Например, это относится к так называемым «поставкам вовремя». Другая часть метода — культурологическая, т.е. большинство работников должны объединяться вокруг такой организационной ценности, как качество во всем, и должны быть уполномочены проводить необходимые для этого изменения. Поэтому концепция продолжающихся или постоянных улучшений является центральной в данном методе. Ключевые компоненты метода:

    •       план по непрерывному улучшению всех операций;

    •       система по точному измерению этих улучшений;

    •       стратегический план, основанный на сравнении качества работы организации с лучшими мировыми достижениями;

    •       тесное партнерство с поставщиками и потребителями, обеспечивающее получение обратной связи для улучшения качества операций;

    •       глубокое понимание потребителей, позволяющее немедленно трансформировать их потребности в продукт и услуги;

    •       долговременные отношения с потребителями, выходящие далеко за пределы простой продажи им продукта и обеспечивающие их послепродажным обслуживанием для поддержания качества;

    •       внимание на предотвращении ошибок, а не на их исправлении;

    •       обязательства по улучшению качества во всем у работников всех уровней: от руководства до рядовых исполнителей.

    Все перечисленные восемь позиций являются основой для определения победителей известного в США конкурса качества (Национальная награда за качество Малькома Бэлбриджа).

    5.3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию

    Программы изменений, охватывающие всю организацию, нередко связаны с изменениями в организационной структуре и стратегии и, соответственно, в культуре. Изменения в структуре предусматривают перестановки в должностях или ролях и переориентацию связей между ними, а также между рабочими группами и структурными подразделениями. Изменения в стратегии включают пересмотр миссии и целей организации, а также стратегии, позволяющей достигнуть эти цели.

    В табл. 14.5 показано сравнительное влияние данных методов на системные переменные.

    Таблица 14.5. Сравнительное влияние метода, ориентированного на структуру и стратегию, на системные переменные



    Методы изменений

    Влияние на системные организационные переменные

    Люди

    Культура

    Задачи

    Технологии

    Структура

    Стратегия

    Адаптивные организационные струк/ туры

    Высокое

    От умеренного до высокого

    От низкого до умеренного

    От низкого до умеренного

    Высокое

    От низкого до высокого

    Стратегические изменения

    От низкого до высокого

    От низкого до высокого

    От низкого до высокого

    От низкого до высокого

    Высокое

    Высокое

    Адаптивные организационные структуры. По мере роста организации усложняются и сталкиваются с необходимостью проведения постоянных изменений для перехода к новым методам работы. Для этого организация и ее структура должна обладать гибкостью и адаптивностью. Рассмотрим типы структур, отвечающие таким требованиям: параллельные, матричные и сетевые (см. также гл. 9 и 10).

    Параллельные организации. В рассматриваемом случае организация состоит из двух ипостасей, т.е. одновременно или параллельно сосуществуют основная и «дополнительная» структуры. При этом параллельная структура занимается сложными проблемами, которые основная или формальная структура либо не желает, либо не способна решать. Люди в параллельной структуре используют другие каналы коммуникации и власти. Они придерживаются других норм в групповой работе, решении проблем, принятии решений, отличных от основной структуры. Параллельная структура не требует привлечения нового персонала, ее формируют из существующих работников. Такая организация характеризуется следующим образом:

    •        все каналы коммуникации открыты и соединены; менеджеры и работники свободно коммуницируют без всяких ограничений со стороны формальной организационной иерархии;

    •        существует быстрый и полный обмен относящейся к делу информации по решаемым проблемам и вопросам; результатом работы параллельной структуры являются идеи, решения и нововведения;

    •        используемые нормы способствуют появлению у работников справедливых вопросов и анализа целей, предположений, методов, альтернатив и критериев инновации;

    •        менеджеры имеют возможность привлекать других работников организации для помощи в решении проблем; они не ограничены тем, что эти люди подчинены другим руководителям;

    •        происходит разработка механизмов, способствующих сращиванию в перспективе формальной и параллельной структур.

    Подобный подход успешно использовался в автомобильной промышленности, банках, высокотехнологических компаниях, больницах, исследовательских учреждениях, университетах и других видах организаций. Однако опыт этих организаций еще очень мало описан. Отмечено, что параллельные организации способствовали развитию управленческих навыков, умению справляться с кризисными ситуациями, требующими децентрализации в принятии решений, а также ускорению во внедрении организационных инноваций.

    Матричная организационная структура. Организации, испытывающие ограничения механистического и бюрократического характера, иногда переходят к матричным структурам, представляющие своеобразный баланс между использованием ресурсов по линии продуктов или предметов и по линии функций. По своей природе матричная структура организации обладает высокой способностью к применениям. Вообще матричная структура помогает создать организационную культуру, очень чувствительную и восприимчивую к изменениям. Однако построить матричную структуру непросто. Существует выражение: «Проблема не в том, чтобы создать матричную структуру в организации, а втом, чтобы создать матрицу в головах менеджеров». Никто не спорит по поводу преимуществ матричной структуры, но у нее есть и недостатки — это ее высокая стоимость и сложность управления в рамках ее связей.

    Сетевые организации. Эти организации также были рассмотрены в главе и представляют собой в самом общем виде сложные мозаичные сторонние процессы коммуникации, принятия решений и контроля. Их могут изображать в обычной манере иерархической организации, но это не отражает их истинной природы. Существуют три типа сетевых структур (рис. 14.9).

    Сетевые структуры имеют черты как матричных, так и параллельных структур и делают упор на сложные информационные технологии, с помощью которых координируют деятельность и работу участников сети. Менеджеры в таких организациях действуют как операторы распределительной панели, осуществляя координацию и контроль. Они могут быстро собрать группу работников и направить ее на проект для решения срочных проблем. От работников же требуется проявление духа сотрудничества и положительного отношения к групповой работе, подобно тому как это присутствует и в других методах проведения


















    Внутренняя сеть

    1 — Дизайнер

    2 - Производитель

    3 - Продавец

    4 - Поставщики

    5 — Маркетолог и сбытовик


    Стабильная сеть

    1 - Поставщик

    2 — Поставщик

    3 — Основное предприятие

    4 — Поставщик

    5 - Поставщик


    Динамичная сеть

    1 -Дизайнер

    2 — Производитель

    3 — Торговая фирма

    4 — Поставщик

    5 — Маркетолог и сбытовик

    Рис. 14.9. Примеры сетевых структур

    изменений. Широкое распространение сетевые структуры получили в международных и глобальных организациях.

    Стратегические изменения. Изменения стратегии представляют собой сложный тип организационных изменений. В широком смысле слова стратегия представляет собой некий план действий, направленный на достижение организационных целей. Другими словами говоря, речь идет об изменении всего набора действий и может привести к пересмотру самих целей. Классическим примером рассматриваемого метода является так называемая система открытого планирования, помогающая организации проводить систематическую оценку окружающей среды и разрабатывать стратегию, способную справиться с внешним окружением. Следование указанной системе предполагает выполнение следующих шагов:

    •   проведение оценки внешнего окружения с точки зрения возможного его влияния на организационное поведение;

    •        проведение оценки реакции организации на требования внешнего окружения;

    •        формулирование миссии организации;

    •        разработка реалистического сценария в отношении будущих требований внешнего окружения;

    •        разработка идеального сценария будущих требований внешнего окружения и ответа на них со стороны организации;

    •        сравнение существующей ситуации с будущей идеальной и подготовка плана действий по сокращению расхождения между настоящим и будущим.

    Центральным в рассмотренной системе является концепция видения, заключающаяся в выборе желательного будущего состояния организации. Видение также является важнейшим компонентом лидерства (см. гл. 12).


    Please publish modules in offcanvas position.