Менеджмент - О.С.Виханский - Исследование Мичиганского университета

    Содержание материала

    Исследование Мичиганского университета

    ставило своей целью определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация внимания лидера на работе и на работниках. Как видно, эти переменные достаточно схожи по своему содержанию с теми, которые использовались в исследованиях Университета штата Огайо. Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать следующие выводы об эффективном лидере:

    •       имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними;

    •       использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками;

    •       устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и напряженные задания.

    Позже эти выводы были положены в основу концепции, разработанной Р. Ликертом и получившей название «Системы управления 1, 2, 3 и 4». Не установив идеального для всех случаев стиля, исследование Мичиганского университета тем не менее подводило к выводу о том, что условием эффективного лидерства является оказание поддержки работникам и привлечение их к принятию решений.

    Основываясь на подходе Мичиганского университета, Р. Ликерт провел интенсивное изучение общих образцов управления, используемых эффективными лидерами. Было обнаружено, что последние уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению целей. Им были выделены две категории лидеров (рис. 12.8):

    •       лидеры, ориентированные на работников;

    •       лидеры, ориентированные на работу.

    Продолжение исследований позволило выделить четыре преобладающих стиля управления, названные системами 1, 2,3 и 4 (табл. 12.4). Система I представляет собой ориентированный на выполнение задания, сильно структурированный авторитарный лидерский стиль. В противоположность система 4 — это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчиненными и групповую, совместную рабо-


    Ориентация на работу

    Ориентация на работников

    Высокие производственные результаты



    Низкие производственные результаты



    Рис. 12.8. Ориентация лидеров и производственные результаты

    ту с ними. Системы 2 и 3 являются как бы промежуточными стадиями между двумя крайностями, близкими к основным положениям теории «X» и теории «Y» Д. МакГрегора.

    Т а б л и ц а 12.4. Примеры содержания систем управления 1, 2, 3 и 4 Ликерта




    Организационные переменные

    Система 1

    Не уверен в подчиненных и не доверяет им

    Система 2

    Снисходительная уверенность и доверие типа «мастер — раб»

    Система 3

    Система 4

    Уровень доверия лидера

    своим подчиненным и его уверенности в них

    Характер используемой мотивации

    Значительная, но не безоговорочная уверенность и доверие типа «начальник — подчиненный» с желанием контролировать принятие и выполнение решении

    Полная уверенность и доверие во всем

    Страх, угрозы, наказания и отдельные вознаграждения

    Вознаграждения и в определенной мере наказания

    Вознаграждения, отдельные наказания и в некоторой степени привлечение к участию в управлении

    Материальное вознаграждение на основе системы стимулирования, разработанной с учетом участия работников в управлении

    Характер влияния на подчиненных и взаимодействии с ними

    Слабое взаимодействие, основанное на страхе и недоверии

    Слабое взаимодействие с некоторым учетом мнения • подчиненных; страх и осторожность у подчиненных

    Умеренное взаимодействие с достаточно частым проявлением уверенности в работниках и доверия к ним

    Глубокое и дружественное взаимодействие с работниками, высокая уверенность в них и доверие к ним

    На основе своей модели Р. Ликерт разработал вопросник, позволяющий определять стили руководства и управленческую культуру. Согласно полученным на основе вопросника результатам эффективное лидерство чаще располагалось ближе к системе 4 и реже — к системе 1. Однако на практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказалось далеко не простым делом. Не многие организации использовали этот стиль. Как оказалось, переход к нему связан с необходимостью проведения радикальных изменений, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей на всех уровнях, вплоть до рядового работника.

    Наибольшую популярность среди концепций поведенческих стилей лидера в последнее время получила модель управленческой сетки, наглядно демонстрирующей, что есть один единственно верный стиль лидерства. Похожая в определенной мере на модель Университета штата Огайо управленческая сетка Блейка и Моутон представляет собой матрицу, образованную пересечениями двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси — интерес к производству и на вертикальной оси — интерес к людям (рис. 12.9).

    Переменные управленческой сетки, по сути, носят характер расположения (к чему-либо или кому-либо) и взгляда (на что-то), предопределяющих последующее поведение, т.е. оба интереса связаны как с человеческим сознанием, так и с действием человека, а не только с чем-нибудь одним. Шкалирование каждой из осей матрицы от 1 до 9 дает возможность очертить зоны пяти основных лидерских стилей (рис. 12.9).

    Обследование значительного числа менеджеров подтвердило гипотезу основателей модели о том, что независимо от ситуации стиль 9,9является лучшим. Рассматриваемая модель обрела высокую популярность у менеджеров. Она используется ими для выработки лучшего лидерского поведения через участие в программах обучения и подготовки, специально разработанных для выработки у них стиля 9,9. В случае преобладания у менеджера стиля 9,1 ему следует уделять больше внимания обучению в области развития персонала, мотивации, коммуникации и т.п. Преобладание стиля 1,9 может потребовать обучения в таких областях, как принятие решений, планирование, организация, контроль, рабочие операции. При стиле 5,5 в определенной мере может потребоваться обучение по большинству из указанных направлений. Стиль /, / вызывает сомнения в возможности изменить поведение менеджера, в том числе и через обучение.


    Please publish modules in offcanvas position.