4.7. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства
Все вышеописанные модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. В рассмотренных моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними (табл. 12.8). По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера — это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшарда — к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По мнению специалистов, модель Врума — Яго в большей степени пригодна для выбора на практике соответствующего стиля руководства группой. Модели Фидлера, Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения индивидуального уровня выполнения работы.
Т а б л и ц а 12.8. Сравнение моделей ситуационного лидерства
Переменные |
Модели ситуационного лидерства |
|||
|
Фидлер |
Херсей и Бланшард |
Хауз и Митчелл |
В р у м — Йеттон — Яго |
Ситуационные факторы |
• Отношения • Структуриро • Властная
по |
Степень зрелости последователей: • зрелость • психологиче |
• Характеристи • Организаци |
• Качество ре • Обязательства • Время • Стоимость • Развитие |
Что лидер думает о последователях |
Последователи предпочитают лидерские стили в зависимости от структурированности работы, в каких отношениях с ними находится лидер и его властной позиции в организации |
Последователи могут находиться на разных ступенях зрелости, и это будет определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует изменению им своего стиля |
У последователей имеются различные потребности, которые должны быь удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля |
В определенных ситуациях последователи желают участвовать в принятии решений |
Лидерские стили |
• Лидер
с высо • Лидер
с низ |
• УказывакЛций стиль |
• Директивный стиль |
• Автократический I |
• Убеждающий стиль |
• Поддерживающий стиль |
• Автократический II |
||
• Участвующий стиль |
• Стиль, ориен • Участвующий |
• Консультационный I |
||
• Делегирующий стиль |
• Консультационный II |
|||
• Групповой II |
||||
Что делает эффективный лидер |
Стремится подстроить работу или отношения или и то и другое под свой индивидуальный стиль. Эффективность означает успех в этом направлении |
По мере «взросления» последователей лидер переходит от одного стиля к другому. Эффективность отражает совпадение ситуации и стиля |
Используя соответствующие стиль и технику мотивирования, лидер «расчищает» путь последователям к наивысшей эффективности |
Определяет критические ситуационные факторы и адаптирует к ним стиль руководства. Стиль должен наилучшим образом подходить как для ситуации, так и для последователей |