Менеджмент - О.С.Виханский - 1.2. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения

    Содержание материала

    1.2. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения

    Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Это очень сложный и многоплановый процесс, являющийся исключительно важным для обеих сторон. Зачастую этот процесс является болезненным для обеих сторон. Отладить его очень нелегко. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Многие коллизии возникают и в организационном окружении, так как оно обязательно претерпевает деформации и изменения с появлением нового члена в организации. В дальнейшем может быть налажено безболезненное взаимодействие личности и окружения внутри организации. Однако в большинстве случаев это малоустойчивое взаимодействие, что проявляется в возникновении напряжения в отношениях между человеком и организацией и в возможном разрыве их взаимодействия.

    В самом общем виде организационное окружение — это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение. Однако для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия работы, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общения, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое. Каждый член организации имеет свое собственное окружение, так как, во-первых, он выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны, и, во-вторых, потому - ч т о он сам обычно занимает

    вполне определенное место в организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет определенную работу. То есть организационное окружение всегда персонально. Оно в очень большой степени зависит от индивидуальных характеристик члена организации. Поэтому возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик этого окружения, но и в равной мере от характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали. Как бы человек и организация ни стремились свести свое взаимодействие только к выполнению определенных работ на определенном рабочем месте, у них этого никогда не получится. Взаимодействие человека с организацией всегда шире, так как человек не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение — до рабочего места.

    В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины, породившие эти проблемы. Однако несмотря на ситуационность этих проблем, можно указать на два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Данными моментами являются:

    •        ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;

    •        ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.

    Имея определенное представление о себе самом и своих возможностях, обладая определенными знаниями об организации, имея определенные намерения в отношении организации и, наконец, исходя из своих целей и текущих возможностей, индивид вступает во взаимодействие с Организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение. Организация в соответствии со своими целями, организационной структурой, спецификацией и содержанием работы предполагает взять работника, обладающего необходимыми квалификаци-о н н ы м и и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу, давая требуемый результат, за который ему дается определенное вознаграждение (рис. 1.3).

    Ожидания представления индивида об организационном окружении и о его месте в нем


    Ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней

    • место индивида в организации


    • квалификационные и личностные характеристики для выполнения

    • выполняемая работа


    определенной роли

    • желательное вознаграждение


    •     требуемый результат работы

    •     возможное вознаграждение

    Рис. 1 . 3 . Основа конфликта во взаимодействии индивида и организации

    Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.

    Группу основных ожиданий и н д и в и д а составляют ожидания по поводу:

    •       содержания, смысла и значимости работы;

    •       оригинальности и творческого характера работы;

    •       увлекательности и интенсивности работы;

    •       степени независимости, прав и власти на работе;

    •       степени ответственности и риска;

    •       престижности и статусное™ работы;

    •       степени включенности работы в более широкий деятельный процесс;

    •       безопасности и комфортности условий на работе;

    •       признания и поощрения хорошей работы;

    •       заработной платы и премий;

    •       социальной защищенности и других социальных благ, предоставляемых организацией;

    •       гарантий роста и развития;

    •       дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе;

    •       отношений между членами организации;

    •       конкретных лиц, работающих в организации.

    Для каждого инДивида комбинация этих отдельных ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна. Причем и структура ожидания, и относительная степень значимости отдельных ожиданий для индивида сами зависят от множества таких факторов, как его личностные характеристики, цели, конкретная ситуация, в которой он находится, характеристики организации и т.п.


    Please publish modules in offcanvas position.