Менеджмент - О.С.Виханский - Практикующие упражнения

    Содержание материала

    Практикующие упражнения

    1. Организационная культура учебной группы

    Цель

    Научить студентов подмечать и формулировать составляющие содержания отношений организационной культуры (рис. 13.3 из учебника) для ее описания в соответствующих терминах.

    Процедура

    Шаг I. В течение 1 5 — 2 0 мин студенты индивидуально заполняют прилагаемую анкету «Организационная культура».

    Шаг II. В течение 30—40 мин в малых группах студенты составляют общий согласованный перечень позиций по каждому из пяти разделов прилагаемой формы.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

    I.  Важные разделяемые верования и предположения

    2. 3. 4. .5.

    II.   Разделяемые вещи материального мира

    2. 3. 4. 5.

    III. Разделяемые выражения
    1.

    2. 3. 4. 5.

    IV. Разделяемые действия

    4. 5.

    V. Разделяемые мысли и чувства 1. 2. 3. 4. 5.

    Примечание. Сформулированные пп. 1 — 5 разделов 1— V должны, с одной стороны, быть разделяемы большинством членов группы (организации) и должны, с другой стороны, отличать в а ш у г р у п п у (организацию) о т д р у г и х , е й п о д о б н ы х .

    Шаг III. В классе под руководством преподавателя обсуждаются и обобщаю т с я позиции малых учебных групп и в течение 1 5 — 2 0 мин вырабатывается сводное для всей группы описание ее культуры.

    В качестве примера, но не объекта для подражания может использоваться прилагаемое описание культуры учебной. группы, реально подготовленное студентами МГУ.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

    Группа: магистратура, направление — деловое администрирование

    I. Важные разделяемые верования и предположения

    1.   Университет — часть жизни

    2.   Помогать друг другу

    3.   Как можно меньше делать для достижения результата

    II.  Разделяемые в е ш и материального м и р а

    1.   Бесплатное обучение

    2.   Хорошие условия обучения

    3.   Четыре Маши

    4.   Самый престижный вуз в стране

    III.  Разделяемые в ы р а ж е н и я

    1.  «Сачок» — вестибюль перед библиотекой МГУ

    2.  «Школа» — университет

    3.  «Забить» пару — не пойти на пару

    4.  А кому сейчас легко?

    5.  ГЗ — главное здание МГУ

    6.  Как все запущено

    7.  «Без мазы» — нет никаких шансов

    8.  Первый Г У М — гуманитарный корпус

    I V . Разделяемые действия

    1.  Взаимопомощь

    2.  Списывание

    3.  Покурить на перемене

    4.  Опаздывание

    5. Сходить в буфет

    V. Разделяемые м ы с л и и чувства

    1.   Все переживают друг за друга

    2.   Нам хорошо в университете

    2. Анализ «силовых полей» в организационных изменениях

    Цели

    Улучшить аналитические навыки применительно к сложным ситуациям; дать понять, как анализ «силовых полей» помогает уяснить происходящие изменения.

    Процедура

    1.  Выберите ситуацию, к которой вы имеете большой личный интерес (например, как получить отличную оценку по к у р с у « X » или как получить повышение на работе). Ситуация также может быть дана преподавателем.

    2.  Используя приводимую ниже форму анализа «силовых полей», примените его технику к выбранной ситуации:

    а) опишите ситуацию так, как она существует;

    б) опишите ситуацию так, как вы (или герои данной ситуации) хотели бы
    ее видеть;

    в) определите силы «за», т.е. те факторы, которые на данный момент помо
    гают перевести ситуацию в желательное состояние;

    г) определите силы «против», т.е. те факторы, которые на данный момент
    удерживают ситуацию от перевода ее в желательное состояние.

    3.  Постарайтесь быть максимально специфичны в терминах пунктов а) — г) в отношении к выбранной вами ситуации. Нужно постараться «выжать из себя все» для определения действующих сил. Перечислите их все без исключения.

    4.  Определите состояние выявленных «силовых полей» как слабое, среднее или сильное.

    5.  Методом «мозговой атаки» определите действия по уменьшению мощи сил «против» и увеличению мощи сил «за» изменения. Оцените возможность осуществления каждого из сформированных действий и проранжируйте их в отношении возможности влиять на ситуацию.

    6.  Составьте план реализации выбранных вами действий для продвижения изменения в организации. Разработайте график и бюджет для осуществления данного плана.

    7.  В малых группах в течение 1 5 — 2 0 мин поделитесь результатами своего анализа с другими обучающимися. Обсудите полезность и недостатки этого метода для анализа личной ситуации и эффективность его применения для анализа организационных изменений.

    8.  Будьте готовы доложить в классе результаты группового обсуждения в течение 1 5 — 2 0 мин.


    Please publish modules in offcanvas position.