Этнорелигиозный терроризм - Глава I ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО ТЕРРОРИЗМА/ 1. ПОНЯТИЕ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО ТЕРРОРИЗМА

    Содержание материала

    Глава I ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО ТЕРРОРИЗМА/ 1. ПОНЯТИЕ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО ТЕРРОРИЗМА

    Терроризм привлекает к себе настолько пристальное внимание мира, что невозможно дать полный обзор всех имеющихся суждений о содержании и отличительных особенностях этого явления. Причем надо иметь в виду, что по этой проблеме высказывались не только ученые, но и журналисты, писатели, политические и общественные деятели — все, кто не может быть равнодушен к тому невосполнимому ущербу, который наносится террористическими действиями. Естественно, мы будем анализировать и оценивать лишь некоторые точки зрения и только криминологов, как наиболее компетентных в данной области. Но, прежде всего, надо сказать о том, что в Федеральном законе «О противодействии терроризму» от 25 февраля 2006 г. говорится о таких его проявлениях: «терроризм», «террористический акт», «террористическая деятельность», причем раскрывается и содержание названных терминов. Определение терроризма как преступления дается, конечно, и в Уголовном кодексе РФ. Следует отметить, что имеющиеся научные определения терроризма как явления в целом имеют много общего. Под терроризмом можно понимать относительно массовое, исторически изменчивое, уголовно наказуемое явление, характеризующееся совершением умышленных преступных действий с целью вызвать страх и панику, с выдвижением различных требований.

    Сущность терроризма сводится к активному использованию устрашения для принуждения людей (группы людей, государства, государственных учреждений, коммерческих организаций и т.д.) к действиям, выгодным террористам. Устрашение — главный их инструмент, умело используя который они понуждают других, некую третью сторону, действовать не в интересах общества, государства или своих собственных, а террористов. Причем их требования могут быть неконкретными, иногда вообще не высказываются. Террористическая агрессия призвана создать общую атмосферу постоянного страха, изматывающего ожидания опасности. При этом чем больше источник угрозы неясен и размыт, тем больший страх он вызывает.

    Таким образом, при терроризме насилие в любой форме имеет своим смыслом устрашение кого-то. Это — внутренний, имманентный смысл террористических действий. Причем они не всегда имеют ясно сформулированные цели, могут совершаться ради устрашения, чтобы получить удовлетворение от самого себя, своей силы, ловкости, значимости, лихости; чтобы увидеть, как «меня?» боятся, как -«я могу» заставить кого-то бояться. Такой смысл может иметь место и в случаях, когда наводится страх ради вполне определенных целей и с четкой их формулировкой, как, например, действия террористов в Буденновске в 1995 г. Иными словами, имеет место двойная мотивация; внешняя, видимая, демонстрируемая в цели, и скрытая, глубинная.

    Еще одна особенность терроризма заключается в том, что он чаще (но не всегда) носит публичный характер, публично совершаются сами обшеопасные действия или (и) объявляется о возможности их наступления. При этом они обычно направлены на лишение жизни человека.

    Как преступление терроризм отличается от посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (террористического акта) — ст. 277 УК РФ. Если обязательным признаком террористического преступления является устрашение, то преступление, предусмотренное ст. 277, нельзя отнести к террористическим. При условии, что названное посягательство, помимо цели прекращения государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, хотя и сопряжено с убийством или иным насилием в отношении государственного или общественного деятеля, не преследует еще и цель запугать третьих лиц. Насилие в отношении должностного лица или общественного (политического) деятеля всегда приобретает широкое социальное звучание, подчас обнажая неспособность власти защитить себя.

    Совершается ли террористическое насилие в отношении рядовых граждан или высших чиновников, оно может устрашить людей. Так называемый террористический акт (за упомянутым исключением) есть не что иное, как убийство или другое преступное насилие, но названо террористическим по той причине, что направлено против государственных или общественных деятелей, которые по своему статусу выделяются из общей массы возможных потерпевших, что само по себе вызывает некоторое недоумение.

    Больше всего терроризм связан с такими преступлениями, как похищение человека, захват заложника и организация незаконного вооруженного формирования. Как раз представители подобных формирований чаще совершают террористические нападения, похищают людей и захватывают заложников. Именно у них для этого имеется все необходимое: оружие, специально подготовленные люди, разведка, деньги и т.д. В качестве структурированной организации такие формирования имеют прочные связи с международными террористическими ассоциациями, получая необходимую помощь людьми, оружием и деньгами.

    Классическое определение терроризма дал, сам того не желая, один из главных террористов в истории человечества В. И, Ленин. В документе, направленном в 1918 г. в Пензу, он указал: «...1) повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев и кровопийц; 2) опубликовать их имена; 3) отнять у них весь хлеб; 4) назначить заложников согласно вчерашней телеграмме. Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал..". Ключевыми здесь являются слова «видел» и «трепетал», отражая сущность террора.

    Итак, терроризм — это в первую очередь устрашение, наведение страха, создание атмосферы ужаса для достижения каких-либо целен, в частности, принятия определенных решений третьей стороной. Хотя в некоторых случаях требования не формулируются и даже может иметь место демонстрация себя, своих сил и возможностей, а тем самым достигается и устрашение.

    Именно устрашение есть основная сущностная характеристика терроризма, его смысл. Оно бывает и при разбое, вымогательстве. Но в этих случаях один и тот же человек является и объектом насилия, и к нему же обращены определенные требования. А при похищении человека, терроризме и захвате заложника они адресованы третьей стороне.

    Есть и еще одно отличие: при разбое и вымогательстве практически всегда требуют деньги или иные материальные ценности. При совершении же террористических преступлений требования могут быть самыми разными — от политических до денежных, включая освобождение из-под стражи сообщников.

    Политические требования порой заключаются и в предоставлении новых прав, возможностей какой-либо религиозной или национальной группе, в том числе государственной независимости. В этом случае можно усмотреть этнорелигиозный терроризм, который нуждается, учитывая ситуацию в современном мире и особенно в России, в самостоятельном научном изучении. Однако прежде надо обратиться к имеющимся типологиям терроризма, чтобы яснее представить себе место этнорелигиозного среди различных форм этого явления. Этнорелигиозный терроризм является одним из видов (типов) терроризма, поэтому необходимо дать общее представление о том, в каких формах это явление существует в обществе.


    Please publish modules in offcanvas position.