Этнорелигиозный терроризм - 4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

    Содержание материала

    4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

    Реальное превентивное влияние на преступность террористической направленности можно оказать обеспечением неотвратимости наказания лиц, совершивших данного типа преступления, полным и качественным расследованием каждого уголовного дела о таких деяниях. При этом важно, чтобы к уголовной ответственности привлекались не только исполнители, но и организаторы, заказчики террористических актов. Между тем динамика и состояние раскрываемости подобных преступлений вызывает серьезную тревогу в обществе. Наряду с многочисленными организационно-правовыми, материальными, психологическими причинами, затрудняющими борьбу с терроризмом, правоохранительным органам приходится сталкиваться с серьезными трудностями в расследовании указанных преступлений при применении норм действующего уголовно-процессуального законодательства, содержащих абсолютно не известные ранее подходы к уго- ловно-процессуальной деятельности на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В УПК претерпели значительные изменения правовые статусы практически всех участников уголовного судопроизводства, процедура проведения дополнительной проверки материалов, а также производства следственных действий. В то же время содержание ряда статей Кодекса вызывает многочисленные вопросы по поводу их практического применения. Кроме того, специфичность, экстремальность, массовость и чрезвычайная опасность террористических актов создают совершенно новые и крайне трудные условия, в которых приходится вести следствие.

    С учетом этого практика и наука определили ряд проблем и выра- ботали конкретный опыт проведения уголовно-процессуальных действий, которые заслуживают внимания и могут быть полезны в борьбе с терроризмом в современных условиях. И прежде всего требуется рассмотреть вопросы защиты жизни и здоровья граждан, а также сотрудников правоохранительных органов.

    Высшие должностные лица государства, руководители правоохранительных органов и специальных служб должны обеспечивать их защиту, нести ответственность за жизнь и здоровье сотрудников своих ведомств, участвующих в операциях против террористических акций, осуществляющих расследование таких преступлений. К сожалению, в УК РФ отсутствует конкретная норма, предусматривающая ответственность должностных лиц за гибель и ранение людей в результате профессионально неграмотных действий, ошибок в организации и руководстве операцией. Думается, правовое урегулирование указанных вопросов будет способствовать более ответственному подходу к операциям по терроризму, применению военной техники, тяжелого оружия и химических средств в отношении преступников. Бесланские события полностью подтверждают сказанное.

    Повышенные требования к безопасности как граждан, так и самих сотрудников правоохранительных органов должны быть предъявлены и при следственных действиях, в частности при осмотре места происшествия по делам о террористических актах.

    Получив из дежурной части информацию о событии с признаками террористического характера, например, взрыва, и приняв решение о выезде на место преступления, руководитель специализированной следственно-оперативной группы прежде всего должен проверить:

    —   каковы адрес и характер объекта, где произошел взрыв;

    —   привлечены ли медицинские, аварийно-спасательные и коммунальные службы, подразделения МЧС для оказания помощи и эвакуации раненых, погибших, разбора завалов, отключения бытовых и производственных коммуникаций (газа, воды, электричества, отопления и т.п.);

    — приняты ли меры к тушению пожара или иные по ликвидации последствий взрыва;

    —   обеспечена ли эвакуация людей;

    —   привлечены ли к работе на месте происшествия специалисты инженерно-технического подразделения отрядов милиции особого назначения (ОМОН) для поиска и обезвреживания не взорвавшихся взрывных устройств;

    —   направлено ли к месту происшествия для проверки поступившей информации и обеспечения охраны необходимое число сотрудников милиции;

    — обеспечено ли присутствие представителей физических и юридических лиц, чьи помещения будут осматриваться;

    — введены ли в действие типовые планы и организовано преследование лиц, подозреваемых в совершении преступления, по «горячим следам».

    Последнее, что должен сделать руководитель следственно-оперативной группы на подготовительном этапе, — определить необходимые для осмотра места происшествия технико-криминалистические средства.

    По прибытии на место происшествия, прежде чем приступить к осмотру места взрыва, руководитель следственно-оперативной группы совместно с сотрудниками других подразделений и специалистом должны обеспечить принятие всех мер по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи. После этого следует тщательно проверить территорию саперами-взрывотехниками для обнаружения невзорвавшихся бомб, взрывчатых веществ, специально оставленных преступниками мин-ловушек, горюче-смазочных материалов и др. Словом, всего того, что может причинить сотрудникам и гражданам серьезный вред, вплоть до их гибели.

    Как показывает практика, несмотря на предварительное обследование территории специалистами-саперами, взрывоопасные предметы могут встречаться при осмотре места происшествия. Поэтому рекомендуется, чтобы специалисты-саперы принимали участие в работе следственно-оперативной группы до ее окончания. Кроме того, учитывая условия, представляющие опасность для жизни и здоровья людей при осмотре мест происшествий, связанных с террористическими актами, представляется целесообразным внести изменения в ст. 170 УПК РФ, согласно которой участие понятых в осмотре места происшествия обеспечивается по усмотрению следователя.

    Вообще-то целесообразность существования данного института в российском судопроизводстве вызывает сомнения. Кроме названных аргументов, известно, что часто в качестве понятых привлекаются случайные люди, военнослужащие срочной службы, которые при вызове в суд плохо ориентируются, создают проблемы для стороны обвинения. Нельзя не учитывать, что во многих странах в числе участников уголовного судопроизводства понятые, как таковые, отсутствуют. При осмотре места происшествия составляется протокол не осмотра, которым предусмотрено участие понятых, а расследования на месте происшествия. В нем излагаются все следственные действия и тем самым закрепляются доказательства по «горячим следам». Думается, данный опыт заслуживает внимания.

    Завершая краткое освещение проблемы обеспечения безопасности людей при проведении процессуальных действий по террористическим актам, следует подчеркнуть, что главнейшая цель любого правоохранительного действия, в том числе уголовно-нроиессуального, должна заключаться в защите жизни и здоровья людей, которые попали в беду, спасения их целыми и невредимыми. Именно это должно быть на первом плане, и все усилия должны быть направлены на это, и нести ответственность за это должны все те должностные лица, которые по долгу службы выполняют такую задачу. Задержание, привлечение к уголовной ответственности террористов, возмездие, а может быть, и обезвреживание их — задача вторая. По-другому думать и действовать — безнравственно и преступно.

    Реализация норм УПК РФ, регулирующих возбуждение уголовного дела о преступлениях террористического характера, имеет свою специфику и особенности. Рассмотрим ряд наиболее значимых уголовно- процессуальных проблем, которые возникают при возбуждении уголовных /[ел в отношении таких преступлений.

    При оценке материалов предварительной проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела следователь должен проверять их по следующим направлениям.

    Соответствие материалов требованиям Закона «Об оперативно- розыскной деятельности». На основании ст. 11 результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе могут быть использованы:

    — как повод и основание для возбуждения уголовного дела (сведения о том. где, когда и какие признаки деяния обнаружены; о лице (лицах), совершившем(-нх) преступление; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела);

    — для подготовки и осуществления неотложных следственных действий (сведения о скрывающихся от органов расследования лицах; о возможных источниках доказательств; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для дела; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить эффективную тактику проведения отдельных следственных действий). В подобных ситуациях данные сведения имеют значение ориентирующей информации и процессуальное их оформление необязательно;

    —   для доказывания по уголовным делам в соответствии с уголовно- процессуальным законодательством (должны соответствовать требованиям допустимости, относимости, достоверности). В этом случае их процессуальное оформление необходимо.

    Исходные данные о преступлении террористического характера, совершаемого путем взрыва, могут быть получены оперативно-розыскным путем в ходе проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, которые, как правило, включают в себя:

    — опросы очевидцев с целью выяснения точного времени и характера планируемого или совершенного взрыва;

    — выявление следов подозреваемых в совершении преступления, установление их личности, изучение образа жизни, проверку связей;

    — воссоздание обстановки места происшествия, сложившейся до взрыва, установление примет лиц, возможно, причастных к его организации;

    —   уточнение предполагаемого круга тех, кто стал жертвами взрыва, установление их личности, характера полученных повреждений и мест госпитализации;

    —   проверку транспортных средств, находившихся на месте происшествия до и после применения взрывного устройства;

    —   установление возможных направлений отхода преступника с места взрыва;

    — получение вещественных доказательств у потерпевших (в том числе госпитализированных в лечебные учреждения) и др.

    Оперативные работники, как правило, получают необходимую информацию из следующих источников;

    —   документов, отражающих результаты наблюдения, контроля телефонных переговоров, иных оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона об ОРД;

    —   заявлений, писем, иных сообщений (в том числе по телефону доверия) граждан (жителей различных районов, сотрудников организаций и учреждений, должностных лиц, представителей общественности), средств массовой информации и т.п.

    Представление результатов оперативно-розыскной деятельности следователю осуществляется в соответствии с «Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд* (1998).

    Необходимо отметить, что, оценивая результаты оперативно-розыскной деятельности, следователь должен исходить из того, что они могут быть использованы в процессе доказывания только в том случае, если отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно- процессуальным законодательством (ст. 89 УПК РФ).

    При оценке материалов доеледственной проверки в уголовно-пра- вовом аспекте следователь решает вопрос о наличии в действиях виновных признаков преступления террористического характера. Ее рекомендуется производить непосредственно по элементам состава преступления.

    Статья 205 помешена в главу 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности», следовательно, в качестве объекта посягательства при терроризме выступает общественная безопасность. В специальной литературе имеются различные толкования этого термина. Однако большинство авторов дают определение, сходное с тем,

    16-3889

    что закреплено в Законе РФ от 18 марта 1992 г. «О безопасности». Согласно ему, под общественной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов общества (т.е. совокупности потребностей, удовлетворение которых обеспечивает надежное существование и возможность прогрессивного развития общества). Объектами безопасности выступают личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.


    Please publish modules in offcanvas position.