Этнорелигиозный терроризм - 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

    Содержание материала

    5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

    В главе второй мы попытались обобщить выявленные в результа те анализа изложенных экспериментальных данных особенности личности террориста с целью определения некоторых базовых, наиболее значимых, на наш взгляд, отличий (комплексов свойств). Как было показано, эти комплексы черт и свойств личности представляют собой:

    — внутреннюю противоречивость личности террориста;

    —   психосоциальную изоляцию;

    — принципиальную десониализацию.

    В этом параграфе мы намерены показать, что эти базовые черты одновременно выступают не только как направления конкретно психологического анализа результатов психодиагностического тестирования лиц, осужденных за террористические преступления, но и как теоретические основания построения систем практического исправительного, в том числе воспитательного и психокоррекционного, воздействия на них в местах лишения свободы.

    Таким образом, нашей следующей задачей является представление системы таких мер, согласованной с результатами экспериментальных исследований, т.е. преобразование психодиагностических данных тестирования в психокоррекционные и психотерапевтические установки для практического работника исправительной системы.

    Первый раздел мы посвятим описанию целостного алгоритма исправительного воздействия на осужденных за террористические преступления; второй — наиболее общим основам исправительного воздействия, согласованным с вышеуказанными базовыми комплексами черт личности. Здесь будут представлены частные алгоритмы работы с теми или иными личностными особенностями, т.е. практические установки, способы и приемы построения общения в процессе исправительного воздействия, которые могут и должны использоваться всеми сотрудниками исправительных колоний. И прежде всего — теми, кто непосредственно и ежедневно работаете осужденными. Это и оперативные работники, и сотрудники отделов безопасности, и в большей степени воспитательных отделов, начальники отрядов, сотрудники психологических и социальных служб.

    Предложенные здесь психотехнические приемы согласованы с полученными экспериментальным путем частными психологическими типологиями личности террориста, описанными выше. Их использование иногда требует определенных, специальных психологических, знаний, однако в контакте и под контролем психолога учреждения вполне могут применяться и представителями других служб.

    Психолог или, на наш взгляд, психологическая служба в целом должна разработать общую концепцию изменения направленности личности террориста в процессе психокоррекционного и психотерапевтического воздействия. Она и ляжет в основу всей исправительной программы согласованного действия различных служб относительно конкретного осужденного. Для того чтобы добиться понимания содержания форм психологического воздействия на осужденного у сотрудников других служб, а также указанного согласования в их действиях, психолог учреждения может провести специальное обучение в рамках пропаганды психологических знаний, включая социально-пснхологи- ческий тренинг профессионального общения.

    В продолжение этой небольшой вводной части мы хотим предложить собственно алгоритм построения программы исправительного воздействия на осужденного за террористические преступления в виде следующей последовательности этапов.

    1. Ознакомление с личностью осужденного происходит сразу по прибытии его в колонию, на основе изучения личного дела и беседы в карантине. Если даже степень его участия в террористической деятельности и срок не требуют постановки на профилактический учет, в любом случае он должен быть поставлен на учет психологической службой, так как именно психологические особенности более всего отличают данного от других осужденных.

    2.  Психологическое тестирование осужденного проводится дополнительно после выхода его в жилую зону, независимо от того, проводилось ли оно в карантине. Целесообразно делать это через три-четыре недели пребывания в отряде, так как за время первичной адаптации к условиям отбывания наказания устанавливаются стили общения, начинают активно работать механизмы психологических защит. Для тестирования привлекаются и описанные методики.

    Следует еще раз оговориться, что психолог учреждения может использовать и другие методы: мы не стремимся ничего навязывать. Но тогда ему придется построить еще социальный и психологический портрет личности террориста, для чего нужна достаточная статистическая выборка осужденных за террористические преступления. Обычно же в отдельной колонии таких лиц содержится немного. Поэтому мы и рекомендуем воспользоваться нашими данными и методиками.

    3.  Типологическое представление о личности осужденного по предложенным общей и частным типологиям (см. гл. 2), т.е. составление индивидуального социального и психологического портрета (портретов, если таких осужденных несколько).

    4.     Проведение психокоррекционных и психотерапевтических сеансов с осужденными предполагает, что на этом этапе не только начинается пснхокоррекционная работа, но и осуществляются проверка, уточнение составленного психологического портрета, его дополнение индивидуально неповторимыми чертами.

    5.   Проведение занятий с личным составом, имеющим непосредственное общение с данными осужденными по долгу службы, должно способствовать решению следующих основных задач: а) доведение до понимания сотрудников других служб особенностей психологического портрета осужденного; б) сбор имеющейся у них дополнительной информации о поведении данного осужденного, с точки зрения подтверждения или дополнения черт его социального и психологического портрета. Это означает, что все противоречия в портрете должны быть сняты психологом в процессе занятия, которое проводится в интерактивной форме; в) разъяснение и обучение исполнению ролей сотрудников в исправительном целенаправленном общении с конкретным осужденным. Для решения такой задачи требуется психологический тренинг. Этот этап включает также профессиональное взаимодействие психолога (в обязательном порядке) с представителями других служб и самодеятельных организаций, принимающих участие в исправительном процессе. Имеется также в виду священнослужители, окормляющие колонию, а также родственники, близкие, члены попечительских советов и др. На этом подготовительная фаза исправительного воздействия, включающая пять этапов, заканчивается.

    6. Осуществление согласованных действий сотрудниками различных служб в процессе исправительного воздействия на осужденного. Курирующий его психолог содействует установлению согласованной работы персонала посредством постоянного профессионального общения с представителями служб, а также на основе периодических психологических консультаций с осужденным, включая текущую психокоррекцию и психотерапию. Данный этап является основным. Его длительность соответствует основной части срока отбывания наказания. Поэтому практически всегда становится необходимым подключение дополнительной фазы исправительного воздействия, включающей три этапа.

    7.  Контроль и фиксация основных изменений личности осужденного представляет собой систематизацию психологом данных об изменениях личности как из личных наблюдений, так и по результатам профессионального общения с сотрудниками. На оперативных совещаниях отделов следует получить экспертную опенку сотрудников, соответствуют ли эти изменения исправительным целям и задачам.

    8.     Проведение занятий по коррекции ролей сотрудников в исправительном общении с данными осужденными в форме социально-психологического тренинга.

    9. Скорректированные и согласованные действия различных служб на протяжении всего исправительного воздействия.

    10.  Активное содержательное взаимодействие воспитательной, со- циальной, психологической и других служб с представителями правоохранительных органов, общественных организаций, церкви; родственниками и близкими, ожидающими освобождения осужденного. Причем это не должно быть формальным. Чем подробнее психолог, воспитатель, представители других служб разъяснят, что за человек в скором времени начнет жить рядом с ними, тем выше вероятность его ресоциализании. Этот этап является завершающим.

    Итак, при построении программ исправительного воздействия на осужденных за террористические преступления мы положили в основу изучение и практическое применение их социального и психологического портрета. Алгоритм исправительного воздействия включает в себя четыре фазы: подготовительную, основную, дополнительную и завершающую, состоящие из разного количества этапов. В следующих разделах необходимо описать мероприятия, относящиеся к каждому этапу, насытив их психологическим содержанием.

    В подготовительной фазе исправительного воздействия сотрудники всех служб, задействованные в непосредственном общении с конкретным осужденным, со своих точек зрения анализируют эту личность с целью установить для себя существенные черты его психологического и социального портрета. Этот анализ, как уже говорилось, ведется в трех основных направлениях, по трем комплексам свойств.

    Первое и главное, что следует сделать каждому сотруднику — установить для себя (а затем, на 5-м этапе, в процессе социально-психологического тренинга, прийти и к общему решению) более или менее четко: к какому типу относится данный осужденный. Для этого, как было показано, необходимо оценить степень выраженности черт социального и психологического портрета осужденного за террористические преступления, т.е. субъективно для себя оценить, насколько сильно:

    — представлена в его поведении и общении внутренняя противоречивость личности. Это может выражаться разным образом. Например, при сильной религиозности на словах и даже соблюдении обрядов наличествуют раздражительность, агрессия, лживость, жадность, интриганство (на религиозном языке — лукавство) или что-то другое, остро противоречащее заповедям. Или выраженная любовь к сестре (жене, матери, отцу) сочетается с ненавистью к женщинам, вообще к людям, желанием даже убить человека за неразделение его взглядов и т.п.;

    —   выражена психосоциальная изоляция. Здесь помогут как личное общение, так и беседы с другими осужденными о его поведении в колонии;

    — ощущается его десоциализация, для выявления чего могут быть использованы как анализ объективных биографических данных по личному делу и оперативная информация, так и метод биографических бесед.

    После того как сотрудник определился (психолог, в частности, но гораздо более развернуто) с общей оценкой выраженности черт портрета, он делает естественный вывод о том, насколько ярко выраженный или, наоборот, типичный, наконец, аморфный тип террориста пришел в колонию.

    Следующее, что необходимо сотруднику для участия в применении исправительной программы к данному осужденному, — установить внутренние психологические причины, порождающие наблюдаемые комплексы черт. В существенной мере эта работа должна проводиться в контакте с психологом в процессе социально-психологического тренинга сотрудников, вообще их общения между собой. Во всяком случае, если реализация предложенного здесь алгоритма является чем-то новым для учреждения, то, скорее всего, так и будет. Однако если это — уже не первый опыт, желательно, чтобы сотрудник приходил на общее обсуждение (тренинг) с лично сформированными гипотезами этих причин.

    Далее мы предложим обобщенные схемы поиска внутренних причин формирования всех трех комплексов черт.


    Please publish modules in offcanvas position.