Этнорелигиозный терроризм - 3. ПРИЧИНЫ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО ТЕРРОРИЗМА / 3.1. Общая концепция причин этнорелигиозного терроризма

    Содержание материала

    3. ПРИЧИНЫ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО ТЕРРОРИЗМА / 3.1. Общая концепция причин этнорелигиозного терроризма

    Проблема причин терроризма всегда будет принадлежать к числу самых актуальных, поскольку сам терроризм — в тех или иных формах — вечен. Этнорелигиозный — лишь одна из его разновидностей, поэтому необходимо искать и исследовать причины именно этнорелигиозного терроризма, а не какого-нибудь иного, обязательно учитывая его характер, конкретные проявления, людей, особенно лидеров, условия, в которых он реализуется. По сравнению с другими видами, этнорелигиозный терроризм сейчас получил в мире наибольшее распространение.

    Националистический, этнорелигиозный терроризм и этнорелигиозные конфликты в целом представляют огромную опасность для российской государственности и судеб наших народов. Чеченская война, самое значительное национальное противостояние за всю историю СССР и России, потрясла российское общество, изменила его взгляды на себя и свои перспективы, заставила пересмотреть некоторые устоявшиеся представления о возможностях власти и народа. Между тем этнорелигиозные конфликты и порождаемый ими терроризм вполне могут быть рассмотрены в русле конфликтологии межнациональных отношений — сравнительно молодой научной дисциплины, которая стала развиваться в нашей стране с конца 80-х годов XX в. Для научного анализа содержания и причин национального противостояния в России необходимо разрешить некоторые общетеоретические вопросы.

    Прежде всего следует отказаться от ряда довлевших до этого таких стереотипов, как представление о преходящем характере чувства этнической и религиозной принадлежности и вырастающей на его почве национальной и религиозной нетерпимости, об их ограниченности узкими историческими рамками и уровнем общественного развития. Думается, что нужно также отказаться от взгляда на возможность изменений национального характера в соответствии с изменениями внешней материальной среды.

    По нашему мнению, национальный характер представляет собой сочетание исторически сложившихся устойчивых социально-психологи- ч ее к их, нравственных и духовных особенностей данного этноса или нации, выраженных в национальных и религиозных символах, национальных и религиозных ценностях. Он связан с историческим, в том числе не вспоминаемым бессознательным коллективным опытом, иногда тысячелетним, данной нации или этноса. Точнее — порожден им и может быть назван духом или душой нации (этноса).

    Такой характер стабилен, более того, весьма консервативен, не очень пластичен, плохо приспосабливается к новым условиям. Но даже приспособление отнюдь не свидетельствует о существенном изменении самого этнообразования и его религиозно-культурной основы. Они могут, как и у отдельного человека, корректироваться в реакциях на внешние стимулы, что часто создает иллюзию изменений названных черт. Поэтому очень важно учитывать, что внешние социальные условия обладают сравнительно слабыми возможностями воздействия на сердцевину национального и религиозного духа, если понимать под ним то, что возникает в результате функционирования коллективного бессознательного по архетипическим механизмам и является основой существования данного этноса или религиозной группы.

    Необходимо решительно отказаться и оттого, что террористы якобы не имеют ни национальности, ни религиозной принадлежности. Такое утверждение равносильно мнению, что у них нет возраста или пола. Напротив, как раз знание этого позволит понять причины и природу этнорелигиозного терроризма, оказать сопротивление ему, опираясь в том числе на ценности, которые имеются в соответствующих национальных и религиозных культурах.

    Можно говорить о «механической солидарности " людей одного народа, основанной на кровном родстве, наследственной религии, общности культуры, языка, традиций, обычаев, судьбы. Однако трудно сказать, какие факторы — экономические или духовные — в большей степени обеспечивают эту солидарность. Совершенно очевидно, что при более или менее удовлетворяющем данную нацию (или этнос) материальном достатке духовные, культурные факторы становятся весьма эффективными. Но если наступает пора экономического разорения, люди данной группы, чтобы выжить, устремляются в иные края, начинают жить среди других народов.

    Хотя обычно уезжают не все. И эти оставшиеся начинают активно прибегать к насилию, в том числе террористическому. Оно становится и способом решения экономических проблем, и формой социального протеста. Все это мы и можем наблюдать на Северном Кавказе. Но и те, кто уезжает, не порывают психологических и духовных связей с родиной, помогают соплеменникам, в ряде случаев — террористам. К тому же далеко не все уехавшие могут адаптироваться в новом месте, иногда начинают протестовать против субъективно не приемлемых для них новых условий. Причем протест может принимать характер агрессии, даже террористической.

    Одним из парадоксов, порождающих религиозный и националистический террор, является то, что националисты и религиозные экстремисты очень остро реагируют на действительные или мнимые обиды, которые причинены их нации. Хотя обычно совершенно бесчувственны к тем унижениям и оскорблениям, которым подвергают сами другие нации, отдельных их представителей, что также проявляется на Северном Кавказе.


    Please publish modules in offcanvas position.