Этнорелигиозный терроризм - Виды терроризма

    Содержание материала

    Виды терроризма

    По мнению В. В. Лунеева, существуют такие виды терроризма:

    1. Политический, совершаемый по политическим мотивам, для достижения политических целей.

    1 Приводится по: Латышев А. Г, Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 57.

    2.  Уголовный терроризм организованных преступных сообществ, внутренних и международных.

    3.  Националистический терроризм сепаратистских сил.

    4. «Воздушный», совершаемый угонщиками самолетов с целью вымогательства денег, оружия, наркотиков или вылета в другие страны.

    5.  Международный терроризм, путем убийств представителей иностранного государства провоцирующий войны или международные осложнения,

    Имеются и другие типологические схемы.

    Можно предложить такую типологию терроризма:

    1. Политический, связанный с борьбой за власть и, соответственно, направленный на устрашение политического противника и его сторонников.

    2.  Государственный, определяемый потребностью в устрашении, полном порабощении и подавлении собственного населения, уничтожении всех, кто борется с тираническим государством.

    3. Этнорелигиозный, осуществляемый с целью торжества, практической реализации националистических и религиозных идей.

    4.    Общеуголовный, совершаемый прежде всего преступными организациями для получения материальных ценностей, подавления или уничтожения конкурентов, принуждения государственной власти к совершению определенных действий в свою пользу.

    5.  Военный, который имеет место во время войны и ориентирован не только на экономическое и военное ослабление, уничтожение промышленной и военной мощи противника, но и на то, чтобы привести его в оцепенение, деморализовать население, вызвать панику.

    6. «Идеалистический» совершают с целью переустройства мира, победы «справедливости», торжества «великой^ идеи. Такой терроризм чаше всего присущ лицам с ущербной психикой.

    7.  Партизанский реализуется ради освобождения Родины от захватчиков. Наиболее яркий пример: партизанские движения в СССР во время Великой Отечественной войны.

    Этнорелигиозный терроризм в современном мире является самым распространенным и опасным видом терроризма. По масштабам с ним может сравниться лишь общеуголовный. Однако последний носит достаточно скрытый характер и, главное, несравненно менее опасен, мало или практически не связан ни с внутренней, ни с внешней политикой государства, не оказывает на нее сколько-нибудь серьезного влияния. За редкими исключениями, общеуголовный терроризм не выдвигает каких-то масштабных требований, имеющих общесоциальный, так сказать, государственный характер, во всяком случае — в России. Но в Колумбии, например, он вел настоящую террористическую войну с государственной властью, в которой погибло много людей.

    Под этнорелигиозным терроризмом предлагается понимать такой, при котором преступление стимулируется мотивами обеспечения торжества своей нации или (и) религии; реализации национальных и религиозных идей, в том числе сепаратистских, за счет подавления или даже уничтожения других национальных и религиозных групп (причем и в рамках одной религии). Такой терроризм вырастает на почве экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости, вражды и ненависти, неумения и нежелания видеть в других группах партнеров для переговоров и компромиссов, уважения и учета их интересов.

    Исследуемый вид терроризма могут реализовать не только представители данной этнорелигиозной группы, но и люди любой другой национальности или вероисповедания, вообще неверующие, которые за плату, из-за обид на власть, по игровым и иным мотивам участвуют в террористических и военных действиях. Как правило, они не являются руководителями террористических или бандитских групп, а выполняют функции рядовых исполнителей. Многие из них, в сущности, наемники. О таких преступниках убедительно говорит американский опыт в Афганистане и российский — на Северном Кавказе.

    Вдохновителями, организаторами и руководителями этнорелигиозного терроризма чаще выступают представители той нации, чьи интересы отстаиваются. Именно они являются авторами основных идей, планов; разрабатывают и готовят конкретные акты терроризма, руководят их исполнением; поддерживают связи с международными террористическими организациями, получая от них помощь и распределяя ее, отчитываются перед «спонсорами» за истраченные деньги. Одним словом, это элита террористов, отличающаяся всеми присущими лидерам качествами, в том числе организаторскими способностями, сильной волей и настойчивостью, эмоциональной холодностью.

    Этнорелигиозный характер терроризма определяется и тем, что местное население поддерживает националистические и сепаратистские идеи и планы конкретных боевиков, готово оказать им помощь. Однако при этом надо учитывать, что — как и в каждом общинном образовании — у многих народов Северного Кавказа сохранилась общинная структура. Она предполагает наличие нескольких кланов, чьи интересы могут не совпадать, межклановую вражду и кровную месть. В таких обществах не существует понимания единой законности, а наказание преступника считается частным делом заинтересованной стороны; порядок же обеспечивается равновесием интересов разных общин.

    Общинный уклад сохранился в большинстве мусульманских стран, оказывая существенное влияние на жизнь людей, их взаимоотношения, на криминологическую обстановку в регионе и, конечно, на боевые и террористические действия. Можно констатировать, что и эта особенность жизни народов Северного Кавказа добавляет аргументы в пользу того, что терроризм там носит этнорелигиозный характер.


    Please publish modules in offcanvas position.