Этнорелигиозный терроризм - Ущемление права на культурное самоопределение

    Содержание материала

    Ущемление права на культурное самоопределение

    (в узком смысле слова) почти всегда свидетельствует о гонении на народ, который стремится к такому самоопределению. Следует отметить, что культурное самоопределение в названном смысле возможно и нужно также для тех народов, которые живут обособленно. Но любому оно необходимо для подтверждения его уникальности, самобытности, особой роли в истории и места в цивилизации. Чем больше на земле самобытных, исторически и социально определенных народов, тем богаче человечество в целом. Это очень важно в современных процессах глобализации, гро- зяших поглотить малые народы с их уникальной культурой, языком, особым видением мира. Исчезновение любого малого народа — трагедия для человечества, такое не должно случиться и в век глобализации.

    Все это особенно актуально для России, которая является многонациональным государством с 145-миллионным населением, где сво- местно проживают представители более 100 национальностей, включай коренные малочисленные народы, К ним относятся народы, обитающие в местах традиционного проживания предков, сохраняющие традиционный образ жизни, формы хозяйствования и промыслов, даже своих богов и божков, собственное мировосприятие. Некоторые такие пароды насчитывают менее 50 тыс. человек.

    К национальным меньшинствам относятся народы или часть народа, постоянно, компактно или дисперсно проживающие на территории Российской Федерации, не имеющие в ее составе своих национально- государственных или национально-территориальных образований и не относящиеся к коренным малочисленным народам. Из 88 субъектов, входящих в ее состав, 20 является национально-государственными образованиями, т.е. республиками, один — автономной областью, 9 — автономными округами.

    Нет сомнений, что терроризм на Северном Кавказе порождают принимаемые, порой непродуманные и непросчитанные по своим последствиям, политические решения, затрагивающие жизненно важные интересы больших групп и слоев населения, А во многих случаях он представляет собой реакцию определенных социальных, этнических и религиозных групп на ошибки и просчеты политического руководства. Ярким примером политической близорукости, детерминировавшей широко масштабную террористическую деятельность, является, на наш взгляд, непоследовательная и противоречивая политика федеральной власти в 1990-х годах на Северном Кавказе.

    В монографии Р, Г. Абдулатипоеа «Авторитет разума (О философии разумной политики)» известный российский политик отмечает, что у России нет «кавказской политики», а значит, Кавказ вынужден строить соответствующую политику в отношении России, свою внутреннюю политику. Зачастую, как уже показала практика, это строительство ведется руками криминальных авторитетов, экстремистов различных оттенков, спекулирующих этноконфессиональными интересами. Вместе с тем коэффициент полезного действия политики центра мог быть просто бесценным.

    В средствах массовой информации неоднократно подчеркивалось, что «мятежную» Чечню породила та часть российской элиты, которая активно занималась и занимается теперь казнокрадством путем «приватизации» госбюджета и создания финансовых пирамид. Такой преступный анклав ей был объективно выгоден. Многое можно сделать, используя (списав на них) чеченские преступные группировки, имеющие «территорию для отхода». В частности, чеченский криминалитет, находясь в доле с высокопоставленными государственными чиновниками, обеспечивал крупномасштабные операции, связанные с контрабандой электроники и бытовой техники, нелегальным транзитом оружия и наркотиков, разграблением следующих через Чечню поездов. Можно предположить, что косвенно эта же часть российской элиты заинтересована в дестабилизации обстановки и в других регионах Северного Кавказа.

    Основным внутренним фактором терроризма политического свойства является дисфункционализация власти, т.е. невыполнение или недолжное выполнение государственной властью своих функций. При такой государственной политике появляются различные оппозиционные группы, в том числе религиозного плана, для которых становится сомнительной законность существующей власти, всей системы управления. Когда же такие группы приходят к выводу, что не могут добиться своих целей законным путем, они зачастую прибегают к насилию, к скрытым (теневым, незаконным, откровенно криминальным) формам борьбы за власть, сферы влияния. Их активность тем выше, чем больше ущемляются экономические интересы. Между тем характер политической власти на Северном Кавказе, да и не только там, таков, что именно власть приносит наивысшие доходы, что в демократическом государстве недопустимо.

    Очень важным аспектом реализации политических мер является сотрудничество разных стран в борьбе с этнорелигиозным терроризмом на международном, региональном и двустороннем уровнях. Оно должно включать: взаимодействие между правоохранительными, следственными и судебными органами, с уделением должного внимания уважению основных прав человека; определение направлений сотрудничества между государствами в уголовно-правовых вопросах на всех уровнях системы соблюдения законов и уголовного правосудия; активизацию просвещения и расширение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности и международного сотрудничества в области уголовного права, включая разработку специальных курсов по международному уголовному праву и международному пенитенциарному праву и процедурам в качестве элемента правового просвещения, а также профессиональной и судебной подготовки; разработку программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общественности путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой терроризм.

    Мировое сообщество сейчас активно вырабатывает международные нормы и стандарты, определяющие наиболее рациональные, эффективные и гуманные меры борьбы и процессуальные правила деятельности государств в борьбе с терроризмом. Это является важной составной частью их внешней политики. И достижению положительных результатов послужило бы создание типового договора между государствами о взаимной помощи в области уголовного правосудия, в том числе преследования преступников совместными усилиями и проведения согласованных (совместных) оперативно-розыскных и оперативно-боевых мероприятий.

    В условиях выхода терроризма за государственные границы, ограниченных возможностей национальных правоохранительных органов в выявлении и расследовании этих преступлений, обнаружении и привлечении виновных к уголовной ответственности практическую борьбу с этим злом вести все труднее. В связи с отсутствием единого правового пространства и реализацией принципа прозрачности границ, когда преступники скрываются на территории одного государства—члена СНГ от уголовного преследования за противоправные деяния на территории другого члена СНГ особенно острой стала проблема взаимоотношений России с государствами, входившими ранее в состав Союза ССР.


    Please publish modules in offcanvas position.