Этнорелигиозный терроризм - 2.4. Административная ответственность за правонарушения, связанные с террористической деятельностью

    Содержание материала

    2.4. Административная ответственность за правонарушения, связанные с террористической деятельностью

    Террористические акты относятся к числу наиболее опасных форм преступной активности, и ответственность за их совершение предусмотрена, как известно, уголовным законом. Механизм же административной ответственности используется в отношении деяний, способствующих терроризму либо препятствующих деятельности субъектов, осуществляющих контртеррористические операции. Действующий КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов, финансированию терроризма (ст, 15.27) и невыполнение в зоне контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию (ст. 20.27). Обладая всеми признаками административных правонарушений, определенных ст. 2.1 КоАП РФ, названные деяния имеют и особенности, которые необходимо учитывать при их правовой оценке и назначении административного наказания.

    Предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма, ст. 15,27 КоАП РФ введена в Кодекс Федеральным законом от 30 октября 2002 г. № 130-ФЭ (в ред. Федерального закона от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ). Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Правовую основу такого противодействия составляет Федеральный закон от 7 августа 2001 г.

    № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Федерального закона от 16 ноября 2005 г. № 145-ФЗ). Данная статья КоАП РФ направлена на защиту экономической системы страны от поступления неконтролируемых денежных средств, противодействие легализации полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма. А практика борьбы с ним свидетельствует о том, что такая преступная деятельность получает финансовую подпитку от международных террористических организаций и преступных сообществ в России. Именно она позволяет вербовать новых боевиков, покупать вооружение и снаряжение, организовывать и осуществлять крупномасштабные террористические акты.

    Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля. Диспозиция ст. 15.27 КоАП РФ по юридической конструкции является бланкетной. Ключевые для данного состава правонарушения понятия содержатся в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Легализация (отмывание) полученных преступным путем доходов, согласно ст. 3 указанного Федерального закона, представляет собой придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193,194, 198 и 199 УК РФ. К организациям, по смыслу комментируемой статьи, относятся осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечень которых дан в ст. 5 Федерального закона от 7 ав1уста 2001 г.: кредитные, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и др. Закон определяет и виды операций с денежными средствами, иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (ст. 6).

    Например, обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн рублей. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на ее обслуживании, систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, подлежащие контролю сведения и т.д. Закон требует также от организаций соблюдения правил внутреннего контроля, в том числе документального фиксирования, обеспечения конфиденциальности необходимой информации и др. Неисполнение любой из установленных Федеральным законом обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма образует оконченный состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.

    От рассматриваемого административного правонарушения следует отличать смежные составы преступлений, предусмотренные статьями 174 и 174.1 УК РФ. Составом ст. 174 УК РФ охватывается совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193,194,198,199,199.1 и 199.2 УК РФ) в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. А ст. 174.1 УК РФ предусматривает ответственность за финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным лицом в результате совершения им преступления (за исключением предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ), либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности,

    Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, могут быть должностные и юридические лица. За совершение рассматриваемого правонарушения закон предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических — от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплатьг труда. Санкция ст. 15.27 КоАП РФ, в соответствии с Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ. была дополнена административным наказанием в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).

    Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ, осуществляется по общим правилам Раздела 4 КоАП РФ. Вместе с тем необходимо иметь в виду следующие особенности производства по делам этой категории. В соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ в качестве меры обеспечения применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности предусмотрен временный ее запрет. Но данная норма не распространяется на рассматриваемое административное правонарушение. В ней указывается, что при нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ, представляют определенную сложность, обусловливающую необходимость дополнительных проверок, проведения экспертиз и других процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Поэтому при возбуждении дела по такому правонарушению может быть принято решение о проведении административного расследования в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ. Рассмотрение дел о правонарушениях, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ. закон относит к ведению судей районных судов.

    Административную ответственность за невыполнение в зоне контр- террористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию, предусматривает ст. 20.27 КоАП РФ. Данное правонарушение посягает на общественный порядок и общественную безопасность при проведении контртеррористической операции. Следует отметить, что содержание и терминология этой статьи определялись Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 130-ФЭ «О борьбе с терроризмом^, который утратил силу. А Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму^ изменил ключевые понятия, лежащие в основе рассматриваемого состава административного правонарушения. Так, законодатель отказался от понятия «зона проведения контртеррористической операции» и ввел новое — «правовой режим контртеррористической операции», что связано с определением территории (объекта), где проводится контртеррористическая операция.

    В Федеральном законе 1998 г. был определен круг должностных лиц, проводящих контртеррористические операции, действующий же ныне упоминает только их руководителей (ст. 15), в подчинение которых поступают все военнослужащие и специалисты, привлекаемые для проведения таких операций. К сожалению, законодатель не закрепил обязанность физических и юридических лиц выполнять законные распоряжения руководителей и иных должностных лиц, проводящих контр- террористическую операцию и ее надо «вычислять» из содержания правового режима такой операции. А это — не лучшее нормативное решение о взаимоотношениях проводящих контртеррористические операции лии и других субъектов права. Поэтому применять ст. 20.27 КоАП РФ до внесения в нее соответствующих изменений следует с учетом Федерального закона «О противодействии терроризму».

    Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в следующих действиях (бездействии): а) невыполнении в зоне контртеррористической операции законного распоряжения или требования проводящего ее липа; б) воспрепятствовании осуществлению проводимой им операции; в) несанкционированном проникновении либо попытке проникновения в зону проведения контртеррористической операции. Совершение любого из указанных деяний образует оконченный состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 20.27 КоАП РФ.

    Субъективная сторона правонарушений характеризуется умышленной формой вины, а их субъектами могут быть граждане, должностные и юридические лица. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.27 КоАП РФ, подлежат рассмотрению мировыми судьями.

    Таким образом, административное право занимает ведущее положение в регулировании общественных отношений, возникающих в процессе противодействия терроризму. Для этого оно располагает широким арсеналом административно-правовых средств предупреждения, пресечения террористических актов, организации деятельности государственных органов по борьбе с терроризмом. Дальнейшее совершенствование этого административно-правового механизма призвано способствовать повышению эффективности такого противодействия.


    Please publish modules in offcanvas position.