В рамках совершенствования законодательного обеспечения административной юстиции в России
был разработан Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, 26-я глава которого посвящена особенностям производства по делам об оспаривании решений по вопросам регистрации или отказа в регистрации, ликвидации, запрета, приостановления или иного ограничения деятельности объединений. В нормах, закрепленных в данной главе КАС, регламентируются некоторые аспекты деятельности судов по рассмотрению дел в связи с осуществлением организацией террористической деятельности. Актуальность такого закона не вызывает сомнений. Вместе с тем хотелось бы отметить, что он должен касаться не только террористических, но и экстремистских организаций. Кроме того, считаем целесообразным дополнить проект КАС РФ правовыми предписаниями, регламентирующими особенности рассмотрения дел о лишении организации права на издательскую деятельность в связи с публикацией экстремистских материалов.
3. Полагаем возможным расширить содержание понятия «экстремистские материалы» за счет включения в этот круг, во-первых, всего спектра материалов, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, а во-вторых, и материалов, содержащих информацию о необходимых компонентах, способах изготовления самодельных взрывных устройств, рекомендации по их применению, организации уличных драк, ведению боевых действий и т.д.
В настоящий момент, исходя из положений ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», таковыми являются публикации, касающиеся лишь двух аспектов: обоснования или оправдания национального и (или) расового превосходства; оправдания практики совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
4. Следует ускорить принятие уже подготовленных законопроектов об установлении ответственности за изготовление, распространение, хранение в целях использования экстремистских материалов.
Вместе с тем этот вопрос требует дополнительной проработки сточки зрения недопущения незаконного ущемления прав и с и обод 1*раж- дан. Например, как поступать с хранящимися в библиотеках экземплярами работ лидеров Национал-социалистической рабочей партии Германии, которые могут быть признаны судом экстремистскими согласно положениям ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Изъятие их из фондов и уничтожение, в конечном счете, противоречит задачам борьбы с экстремизмом, поскольку без изучения этого явления невозможна разработка стратегии противодействия.
Выход из этой ситуации видится в разработке режимов пользования подобными материалами, их хранения, распространения. За основу могут быть приняты положения ст. 129 «Оборотоспособность объектов гражданских прав» Гражданского кодекса РФ.
5. В Законе «О средствах массовой информации» необходимо предусмотреть обязанность уведомлять соответствующие органы о выпуске периодического печатного издания, а за ее неисполнение установить административнуюответственность.
Направления совершенствования правового регулирования информационного поля в части, относящейся к предупреждению экстремизма, требуют развития специального законодательства, регламентирующего деятельность провайдеров и детализирующего механизм их ответственности.
Направления совершенствования законодательства, регулирующего контроль за деятельностью религиозных и общественных объединений, нуждаются в следующем.
1. Необходимо, на наш взгляд, обязать общественные и религиозные объединения (группы) информировать о начале своей деятельности органы государственной власти или местного самоуправления, а также ввести административную ответственность за неисполнение этого. Предложенные меры, с одной стороны, не создадут существенных препятствий для развития институтов гражданского общества, а, с другой, позволят эффективнее предупреждать злоупотребления свободой совести, правом на объединение.
В уведомлении о создании и начале деятельности группы должна содержаться информация о наименовании, месте нахождения, виде религиозного или общественного объединения, его руководстве (лидере), вероисповедании (для религиозных объединений), идеологической основе (для общественного объединения), о целях, задачах и основных формах деятельности.
Следует предусмотреть возможность осуществления контроля органами юстиции, а также местного самоуправления за соответствием деятельности объединения целям, указанным в уведомлении.
2. С целью устранения внутриотраслевой и межотраслевой казуи- стичности представляется также целесообразным исключить из Федерального закона «О противодействии терроризму» нормы, регламентирующие механизм ликвидации террористической организации, сделав ссылку на Федеральный закон <Ю противодействии экстремистской деятельности».