Этнорелигиозный терроризм - Субъективная сторона преступления террористического характера,

    Содержание материала

    Субъективная сторона преступления террористического характера,

    совершаемого путем взрыва, характеризуется прямым умыслом (лицо осознает общественную опасность совершаемых действий, предвидит возможность или неизбежность указанных в ч. 1 ст. 205 последствий и желает их наступления) и наличием специальной цели — нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решения органами власти.

    По внешним признакам и наступающим общественно опасным последствиям терроризм схож с некоторыми иными преступлениями против жизни и здоровья, общественной безопасности, движения и эксплуатации транспорта (например, с преступлениями, предусмотренными ст. 109,119,215-220,263,268 У К РФ). Однако субъективная сторона последних, в отличие от субъективной стороны терроризма, характеризуется неосторожностью. Правильное определение цели совершаемого деяния является весьма важным дня его уголовно-правовой квалификации, непосредственно влияющим на последующие выдвижение обвинения и назначение наказания.

    Специфическая цель выступает в качестве основного фактора и в отграничении терроризма от преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 167, ст. 346, п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

    Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет.

    В ч. 2 ст. 205 УК РФ предусматриваются квалифицирующие признаки терроризма, к которым относится совершение деяния:

    1в-

    а)  группой лиц по предварительному сговору;

    б)  неоднократно;

    в)  с применением огнестрельного оружия.

    Особо квалифицирующими признаками терроризма в ч. 3 ст. 205 УК РФ выступает совершение деяния организованной группой, а также наступление (по неосторожности) смерти человека либо иных тяжких последствий.

    Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным последствиям. Это означает, что любые реальные последствия, причиненные умышленно (с прямым или косвенным умыслом), даже легкие телесные повреждения или ущерб имуществу, требуют квалификации по совокупности ст. 115 УК РФ или ст. 167 УК РФ с терроризмом.

    В примечании к ст. 205 УК установлены основания освобождения от уголовной ответственности за данное преступление лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма:

    а)  своевременное (т.е. предоставляющее возможность для предотвращения преступления) предупреждение органов власти (только тех, которые в состоянии принять меры для предотвращения акта терроризма);

    б) способствование предотвращению осуществления акта терроризма иным способом (обезвреживание средств его совершения, психическое и физическое воздействие на других участников, привлечение к предотвращению акта терроризма граждан и т.д.).

    Необходимо иметь в виду, что указанное примечание относится только к тем актам терроризма, которые подготавливаются группой лиц. Если же лицо самостоятельно готовится к совершению такого акта, но добровольно отказалось от исполнения своего намерения, оно не подлежит уголовной ответственности на основании ст. 31 УК РФ.

    Предварительное исследование материальных объектов относится К числу непроцессуальных форм использования специальных знаний и применяется для выдвижения и проверки следственных версий, при розыске скрывшихся преступников, выявлении признаков готовящегося или совершенного террористического акта.

    К предварительному исследованию материальных объектов может быть привлечен широкий круг специалистов в разнообразных областях познания, имеющих определенный опыт, связанный со взрывом и с оценкой его последствий. Результаты предварительного исследования оформляются справкой специалиста установленного образца, где фиксируются объекты исследования и суть криминалистической информации.

    Основными задачами предварительного исследования материальных объектов являются:

    —  определение относимости обнаруженных следов к расследуемому событию;

    —  получение данных о механизме следообразования;

    —  выявление свойств и признаков следа (объекта, предмета, вещества);

    —  получение информации о личности преступников и потерпевших;

    —  решение вопроса о целесообразности назначения экспертизы;

    —  определение вида экспертизы, необходимых образцов для сравнительного исследования, круга вопросов для разрешения экспертом.

    Предварительное исследование на месте происшествия, проводимое специалистом-взрывотехником, позволяет также:

    —  определить природу взрыва, его центр, тротиловый эквивалент;

    —  установить вид взорванного взрывчатого вещества и геометрические размеры взрывного устройства;

    —  определить вид средства инициирования и способа взрывания;

    —  установить способ изготовления и принцип функционирования взрывного устройства;

    —  выявить следы инструмента и оборудования, использованных для изготовления взрывного устройства, а также информацию о лице, изготовившем его и (или) осуществившим взрыв.

    Таковы основные направления оценки следователем материалов предварительной проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. По результатам их оценки может быть сделан вывод о том, что данных, указывающих на признаки преступления, нет или их явно недостаточно для возбуждения дела, либо имеются обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела.

    Если поступившая следователю информация является неполной и из нее не усматриваются признаки преступления, возникает необходимость ее проверки, которая представляет собой деятельность уполномоченных уголовно-процессуальным законом лиц, направленную на обнаружение признаков преступления и иных обстоятельств.

    К сожалению, ст. 144 УПК РФ, предусматривающая порядок «рассмотрения сообщения о преступлении», не устанавливает перечня тех действий, которые могут быть использованы при его проверке. Следователь вправе получить объяснения, при необходимости истребовать документы. В соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

    На основании ч. 4 ст. 146 УПК РФ в ходе предварительной проверки, до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела могут быть произведены осмотр места происшествия и освидетельствование, направленные на закрепление следов преступления и установление лица, его совершившего. До возбуждения же уголовного дела допускается и назначение судебной экспертизы. Речь идет о тех случаях, когда без заключения эксперта невозможно сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии признаков террористического преступления как основания для возбуждения уголовного дела или отказа в нем.

    При наличии предусмотренных законом повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, следователь выносит постановление о возбуждении уголовного дела, которое должно быть незамедлительно направлено прокурору. К постановлению прилагаются материалы предварительной проверки, а в случае производства следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), — соответствующие протоколы и постановления.

    После получения постановления прокурор незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного цела либо выносит постановление об отказе в согласии на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. О решении прокурора соответствующие должностные лица уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

    К сожалению, закон не раскрывает значение термина «незамедлительно». Применительно к предписаниям ст. 146 УПК РФ представляется, что постановление о возбуждении уголовного дела должно быть безотлагательно направлено прокурору сразу же после его вынесения. Прокурор, получив представленные ему материалы, безотлагательно проверяет их и принимает по ним решение. В связи с этим временной промежуток между вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и получением соответствующего решения прокурора должен быть незначительным, что особенно важно по делам о терроризме.

    В том случае, если прокурор пришел к выводу о необходимости дополнительной проверки, он в постановлении отражает конкретные обстоятельства, которые подлежит установить при ее проведении. В постановлении определяется также срок осуществления дополнительной проверки, который не должен превышать 5 суток со дня принятия указанного решения.

    Когда в результате дополнительной проверки установлены основания для возбуждения уголовного дела, по смыслу закона должно выноситься новое постановление о возбуждении уголовного дела и вновь направляться со всеми имеющимися материалами прокурору для получения его согласия на возбуждение уголовного дела. Следует отметить, что доказательства, полученные в результате осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы до проведения дополнительной проверки, являются допустимыми.


    Please publish modules in offcanvas position.