Этнорелигиозный терроризм - Меры административного пресечения

    Содержание материала

    Меры административного пресечения

    широко используются в контртеррористической деятельности. Большинство исследователей обоснованно отмечают неотложный характер этих мер административного пресечения. Главная, определяющая цель их применения, подчеркивает В. А. Тюрин, состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранении противоправной ситуации.

    Особенно возрастает роль мер административного пресечения в случаях возникновения угрозы террористического акта, когда временной фактор приобретает первостепенное значение. В этих условиях применяются традиционные их формы (административное задержание, доставление, изъятие вещей, документов и др.) в соответствии с действующим законодательством (Законом РФ «О милиции», КоАП РФ и др.). Характеристика, классификация, порядок применения мер обстоятельно исследованы в правовой литературе (Д. Н. Бахрах, И. И. Веремеенко, А. П. Клюшниченко, Л. Л. Попов, В. А. Тюрин и др.). Поэтому обратим основное внимание на новеллы регулирования мер административного пресечения, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии терроризму».

    В условиях контр террористических операций чаще всего возникает потребность проведения силовых акций, применения оружия в целях подавления сопротивления террористов. К использованию таких средств вынуждены прибегать практически во всех случаях крупномасштабных террористических актов (Беслан, Норд-Ост, Чапаевск и др.). Вместе с тем действовавшая правовая база явно отставала от потребностей практики контр террористической деятельности, особенно в части применения Вооруженными Силами РФ боевой техники в целях пресечения террористических актов. Эти вопросы, в отличие от полномочий сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск МВД

    России по применению оружия, которые урегулированы Законом РФ «О милиции» и Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», не имели должной регламентации в действующем законодательстве. Такой пробел в правовом регулировании нередко ставил вопрос о легитимности участия Вооруженных Сил РФ в пресечении террористических актов и применении боевой техники в этих целях.

    Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» впервые, с учетом отечественного и зарубежного опыта борьбы с терроризмом, закрепил правовые основы участия Вооруженных Сил РФ в контртеррористических операциях, их полномочия по пресечению террористических актов. Согласно ст. 9 Федерального закона подразделения и воинские части Вооруженных Сил РФ привлекаются к проведению контртеррористической операции по решению ее руководителя, а соединения Вооруженных Сил РФ — по решению Президента Российской Федерации. Привлеченные к участию в контртеррористической операции подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил РФ применяют боевую технику оружие и специальные средства в соответствии с нормативными актами Российской Федерации,

    Особо следует отметить, что законодатель предусмотрел использование Вооруженных Сил РФ в пресечении международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации (ст. 10) посредством: 1) применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз; 2) использования формирований Вооруженных Сил РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации.

    Впервые в российском законодательстве определены основания и порядок пресечения Вооруженными Силами РФ воздушного терроризма и террористических актов в водной среде. Международная и отечественная практика уже столкнулась с использованием для террористических актов воздушных, морских, речных судов и кораблей (нападение 11 сентября 2001 г. на деловой центр в Нью-Йорке, угоны самолетов, морских судов и др.).

    Согласно ст. 7 Федерального закона «О противодействии терроризму» Вооруженные Силы РФ вправе применять оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или его пресечения. Основаниями для применения оружия и боевой техники являются: 1) нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации; 2) достоверная информация о возможном использовании для совершения террористического акта или захвате воздушного судна. В зависимости от вида основания закон определяет алгоритмы действий Вооруженных Сил РФ но пресечению террористических актов в воздушной среде.

    В первом случае путем радиосигналов наземных пунктов управления, радиокоманд и визуальных сигналов поднятых на перехват воз- душ ного судна-нарушителя летательных аппаратов Вооруженных Сил РФ предъявляется требование прекратить нарушение правил использования воздушного пространства РФ. Если воздушное судно не реагирует на эти команды либо отказывается подчиниться им, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения его полета путем принуждения к посадке. Неподчинение требованиям о посадке и наличие реальной опасности гибели людей либо наступления экологической катастрофы являются основанием применения оружия и боевой техники для пресечения полета судна-нарушителя путем его уничтожения.

    Во втором случае, когда имеется достоверная информация о возможном использовании для совершения террористического акта или захвате воздушного судна, принимаются все необходимые для его посадки .меры. Если они не принесли желаемого результата и существует реальная угроза гибели людей либо экологической катастрофы, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем уничтожения.

    Аналогичная мера пресечения предусмотрена и в отношении .морских, речных судов и кораблей, нарушающих правила использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) с целью совершения террористических актов. Для устранения или пресечения « о угрозы во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, Федеральный закон «О противодействии терроризму» предоставляет Вооруженным Силам РФ право применять оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Эти правовые меры применяются для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта в случаях, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды или сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации либо отказываются подчиниться требованиям об остановке. Если плавательное средство не подчиняется требованиям и (или) его невозможно принудить к остановке, а все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, исчерпаны и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, применяется оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил РФ для пресечения движения плавательного средства путем уничтожения.

    Признавая важность новелл Федерального закона «О противодействии терроризму», следует отметить различный подход к определению оснований применения Вооруженными Силами РФ оружия н боевой техники для уничтожения воздушных судов и плавательных средств. Если в качестве одного из оснований применения данных средств в отношении воздушных судов закон называет их захват, то применительно к плавательным средствам такое основание отсутствует. И думается, есть необходимость восполнения такого пробела, поскольку морское пиратство еще не ушло в историю и случаев захвата морских судов не меньше, чем воздушных.


    Please publish modules in offcanvas position.