Этнорелигиозный терроризм - 2. МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ТЕРРОРИСТА

    Содержание материала

    2. МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ТЕРРОРИСТА

    Психологическое изучение личности террористов осуществлялось нами также в местах лишения свободы, где они отбывали наказание. Обследовано 125 человек.

    Теоретическая основа исследования и дальнейшего практического использования полученных данных предполагает изучение личности преступника посредством анализа его образа «Себя» в четырех основных направлениях:

    1.  По структуре межличностных отношений (В. Шугц').

    2.  По характеру агрессивности—деструктивности поведения (по В. В. Бойко).

    3.  По структуре психологических защит (Р Плутчик3).

    4. По показателям личностного профиля по шкалам многомерного обследования личности (по Л. И. Собчик1), по психодинамике цветового выбора в тесте Люшера (но Д. В. Сочивко ')•

    Под образом «Себя» мы прежде всего понимаем то, как отражается личность человека в результатах тестирования. Это значит, что мы основываемся на представлении, что тестовый результат отражает тот образ «Себя», который наиболее принимается личностью. В отличие от образа «Я» образ «Себя» может быть в существенной мере неосознанным. При этом в гораздо большей степени он может быть понят на основе психологического обследования психологом-исследователем, чем самим осужденным. Оценка психодинамики личности осужденного по психодинамическим коэффициентам Д, В. Сочивко на основе цветового выбора (Люшера) позволяет пред ставить реальное функционирование образа «Себя» в пространстве и времени условий жизнедеятельности (в нашем случае — при лишении свободы).

    Представленный выбор основных направлений анализа личности осужденного за террористические преступления имеет как теоретические, так и экспериментальные основания. С теоретической точки зрения мы выбрали именно те представления о личности террориста, которые наиболее часто фигурируют в литературе. Действительно, террористические организации и сообщества отличаются жесткой и однозначно направленной перестройкой межличностных отношений, которая включает в себя, прежде всего, изменение иерархических отношений (организатор — исполнитель) и изменение отношений к другим людям (свой — чужой). Эти изменения влекут за собой изменения агрессивности и деструктивности поведения, о чем также писалось неоднократно. Говоря о причинах террористического поведения, подавляю- шее большинство авторов указывают на те или иные лишения, которые претерпевает человек как представитель расы, нации, религии (секта), общественного класса, общественного движения (например, защиты животных), пола (феминизм) и др.

    С психологической точки зрения любые лишения, имеющие социальные причины, запускают работу механизмов психологических защит личности. Общим принципом их действия является вытеснение из сознания неприятных мыслей и чувств, порождаемых лишением, и превращения их (по 3. Фрейду — сублимация) в личностно приемлемые, доставляющие даже удовольствие, переживания.

    И последнее, что часто отмечается в характеристиках террористов, — изменения их поведения носят, скорее, динамический (психодинамический), чем статический характер. Оставаясь обычными людьми по ряду статических характеристик свойств личности, они существенно различаются именно по динамике взаимодействия этих свойств в целостной структуре личности.

    По результатам обработки полученных методами многомерной статистики данных мы действительно выяснили соответствующие описанным направлениям ортогональные факторы, объединяющие установленные показатели.

    Исходя из этих теоретических предположений, мы и будем выбирать соответствующие методы исследования.

    С целью выявления национально-религиозных и социально-психологических корней такого явления, как терроризм, выборка испытуемых для нашего экспериментального исследования была расширена. При формировании выборки обследуемых мы не вводили ограничения ни по национальному, ни по религиозному или какому-либо другому признаку. В нашей выборке представлены осужденные, которые принимали участие в любом виде террористической активности.

    Согласно полученным в результате исследования данным установлено, что многие осужденные по интересующим нас статьям уже отбывали наказания за аналогичные преступления. Поэтому представляется необходимым и актуальным проведение исследований и но пенитенциарной психолого-психиатрической проблематике, чтобы разрабатывать системы воспитательных мероприятий но выводу осужденных из сфер террористического влияния.

    Для того чтобы понять, откуда в сознании зарождается мысль о совершении столь опасных преступлений, необходимо провести исследование индивидуально-психологических особенностей этих людей. Те нормы поведения, которые они сами для себя определяют, и законы, по которым они существуют в обществе, лучше всего изучать в соответствующих сообществах, мы же изучали самих преступников в местах лишения свободы. Это позволяет понять, какие этнорелигиозные и иные нормы они интериоризировали, сделали своими, наконец, а это очень важно, что они представляют собой как личности. Поэтому основной задачей исследования является познание той совокупности психологических свойств, которые определили субъективную потребность и возможность совершения человеком террористических действий.


    Please publish modules in offcanvas position.