Этнорелигиозный терроризм - описанию алгоритма исправительного воздействия

    Содержание материала

    описанию алгоритма исправительного воздействия

    Теперь можно перейти к описанию алгоритма исправительного воздействия в подготовительной фазе:

    1,  . Установление гипотезы о ведущем типе защит в данном случае распадается на две подзадачи. Первая — установление степени склонности к проекционному реагированию; вторая — установление склонности к регрессионному реагированию. После этого следует установить характерный для осужденного общий тип защитного реагирования. Сделать это посредством обычного наблюдения сотруднику-непсихологу (да и психологу, без использования психодиагностического метода) очень трудно. Поэтому работу с защитами следует включать в исправительные программы после проведения общего обсуждения личности осужденного с опорой на психодиагностические данные о его личности, в рамках социально-психологического тренинга, т.е. в основной фазе реализации исправительной программы.

    Но возможны, конечно, и предварительные профессиональные консультации сотрудников с психологом учреждения по результатам психодиагностического тестирования данного осужденного в области психологических зашит, что позволяет использовать приведенные выше типологии и в подготовительной фазе. После уяснения особенностей его защитной сферы можно перейти собственно к формулированию гипотезы о внутренних причинах такого защитного поведения.

    В целом регрессионные типы имеют в основном такие причины защитного поведения, как не сформированность нормального «взрослого» поведения, отсутствие навыков адекватного поведения. Из нашей практики: осужденный Т. обратился к психологу с вопросом, почему он не может отказаться от игры в карты, хотя ему очень надоело проигрывать, так как все время приходится просить мать приехать на свидание и привезти «передачу» для погашения долга. Психотерапевтический анализ показал, что Т. не так уж плохо играл в карты, но всегда играл до тех пор, пока не проигрывал столько, сколько не мог отдать без помощи матери. После свидания он на некоторое время успокаивался. Просто попросить в письме мать приехать на свидание, сказать, что он скучает, он не умел. Отсюда — защита.

    Проекционные типы имеют причины, связанные со страхом неприятия себя другими. Поэтому они проецируют недостатки своего поведения (личности в целом) на других. Из нашей практики: осужденный за воровство священник, на воле еще и поучаствовавший в церковном расколе на Украине, отказывался посещать церковь в колонии вместе с другими осужденными, исключая случаи приездов благочинного, так как «они (верующие осужденные) все — приспособленцы». Хотя приспособленцем-то в церкви был именно он.

    2. Биографический анализ в данном случае предполагает подтверждение установленных типов защитного реагирования и развитие их в процессе жизнедеятельности. Важно выяснить, когда защитное поведение такого типа стало закрепляться.

    3.  Анализ неэффективности защитного поведения. Из нашей практики: осужденный за бандитизм, захват заложников и разбой Ч. был приглашен психологом на беседу по просьбе оперативного отдела. Он имел все черты ярко выраженного террориста. Защиты носили циклический, непробиваемый характер. Разговаривал спокойно, вежливо, свою причастность к терроризму отрицал. Однако заметил, процитировав М. Ю. Лермонтова: «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — «раз вы обо мне все так думаете, то я и буду таким?-.

    Смысл проекции заключался в том, что это именно он думал обо всех как о «плохих^ людях (террористическая десоциализация — против всех), но проецировал свое мышление на других. Анализ проекции убедил его в том, что такая установка только создает ему лишние трения с администрацией, а мысль о том, что ему кто-то хочет помочь избавиться от мешающих ему же психологических установок, его удивила, и он выразил желание продолжить беседы с психологом.

    4.  Дальнейшая работа с проекциями проводится в основной и дополнительной фазах, в период подготовки осужденного к освобождению, Важно проработать варианты поведения на воле, чтобы все застарелые зашиты не заработали вновь. Как уже было сказано, работа с защитами — это в существенной мере работа на основном этапе исправительного воздействия.

    Основная фаза исправительного воздействия, состоящая из одного этапа, предполагает длительные согласованные действия сотрудников разных служб по исправлению конкретного осужденного. Подготовка основной фазы завершается проведением социально-психологического тренинга сотрудников, где в активно-игровой форме отрабатываются разные возможные модели ситуаций общения с данным осужденным (осужденными), так как он (они) уже хорошо изучен.

    Важным моментом подготовки к основной фазе в процессе интерактивного обучения и социально-психологического тренинга является распределение ролей сотрудников различных служб в дальнейшем длительном процессе согласованного исправительного воздействия на осужденного, В основной же фазе принятая на себя роль уже становится его функцией в общем коллективном механизме исправительного воздействия, т.е. функциональной ролью — регулятором поведения и отношения к данному осужденному.

    Построение функциональной роли сотрудника той или иной службы в исправительной программе, выработанной совместно в интерактивном психологическом обучении, должно включать несколько моментов, которые необходимо специально отработать в процессе социально-психологического тренинга:

    — психологический анализ должностной инструкции, определяющей не только права и обязанности, но и цели, задачи профессиональной деятельности сотрудника;

    —   психологический анализ должностного и возрастного статуса сотрудника, прежде всего в том аспекте, какие дополнительные психологические возможности в беседе с осужденным дают более высокий (более низкий) статус. А одновременно — какие трудности статус создает в общении с осужденным. Так, оперативному работнику трудно рассчитывать на задушевную беседу, легче — психологу, начальнику отряда, врачу, мастеру на производстве. Вместе с тем, например, о каком-то конфликте среди осужденных, готовящихся нарушениях, других проблемных ситуациях осужденный, скорее, расскажет оперативному работнику. Точно так же и возрастной статус: молодой начальник отряда должен понимать, что в общении со зрелыми и пожилыми осужденными ему все равно придется прибегать к помощи более старших коллег;

    —   психологический анализ неформального статуса сотрудника среди осужденных. Известно, что все работающие в колонии сотрудники имеют у осужденных свои прозвища. За ними стоят групповые мнения о нем осужденных. Весьма полезно, чтобы сотрудник знал это мнение о себе, тем более что обычно его знают, но не говорят ему, все его коллеги. Однако в социально-психологическом тренинге (и только в тренинге!) проговорить это следует. Несомненно, такая процедура может быть для кого-то болезненной и поэтому требует от психолога определенного профессионального мастерства и такта. Если же он не чувствует себя уверенным, то лучше не браться за решение этой задачи, несмотря на то, что эффект профессионального и личностного роста для сотрудника здесь может быть очень большим;

    — психологический анализ стиля общения сотрудника и тех личностных свойств, которые его обеспечивают. Кто-то сдержан, кто-то эмоционален, склонен к анализу причин поведения или интуитивно чувствует человека и т.д. В соответствии с этим действия относительно данного осужденного могут распределяться по ролям; начальник отряда поговорит об этом так, врач — так, психолог по-другому, мастер на производстве — совсем иначе. На совместных совещаниях или в процессе текущего профессионального общения создается целостная картина. В целом участвующий в тренинге сотрудник должен понять, каким должен быть стиль его общения, какие это дает ему преимущества, а в чем ему придется обращаться к помощи коллег;

    —   психологический анализ личности осужденного сотрудником, умений и навыков использования его в практической деятельности — управлении процессом исправления осужденного;

    —   психологический анализ индивидуального понимания сотрудником задач, целей исправления конкретного осужденного (вора, насильника, террориста нужно исправлять по-разному) и вытекающего отсюда понимания своей функциональной роли в исправительном процессе.

    Дополнительная фаза в алгоритме исправления проводится аналогично подготовительной, при этом вместо основной фазы за ней следует завершающая.


    Please publish modules in offcanvas position.