Этнорелигиозный терроризм - Системное решение проблемы обеспечения безопасности высокорисковых объектов

    Содержание материала

    Системное решение проблемы обеспечения безопасности высокорисковых объектов

    невозможно без построения их типологии (закрепленной в соответствующих нормативных правовых актах), т.е. проведения четкого разграничения и последующего категорирования по ряду критериев, включая степень диверсионно-террористической уязвимости. При этом раскрыть сущность и дать определение понятия «высокорисковые объекты*-, выявить их специфику как обобщенного объекта правовой охраны также представляется возможным только в результате детального анализа содержания относящихся к данной сфере нормативных правовых актов и научной литературы. Однако, прежде всего, необходимо разрешить некоторые вопросы понятийно-терминологического характера.

    В международно-правовых, нормативных правовых актах Российской Федерации и подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти для обозначения потенциально опасных (высокорисковых) объектов используются самые разнообразные определения. Так, в Договоре о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом 1999 г. закрепляется понятие «объекты повышенной технологической и экологической опасности». В него включаются «предприятия, сооружения, установки и другие объекты, выведение из строя которых может привести к гибели людей, причинению ущерба здоровью населения, загрязнению окружающей среды либо дестабилизации положения в конкретном регионе или конкретном государстве в целом».

    Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. в ст. 1 вводит такое определение, как «объект инфраструктуры», которое «означает любой находящийся в государственной или частной собственности объект, оказывающий или распространяющий услуги в интересах населения, такие, как водоснабжение, канализация, энергоснабжение, снабжение топливом или связь».

    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» юридически закрепляет дефиницию «опасный производственный объект», под которой законодателем понимаются «предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты», указанные в приложении к настоящему закону.

    «Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», утвержденные Приказом МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105, соответственно, закрепляют понятия «потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения». В качестве потенциально опасных в ст. 5 Требований рассматриваются объекты, «на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаро- взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества». Под объектами жизнедеятельности понимаются установки, склады, хранилища, инженерные сооружения и коммуникации, «разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, тек- лом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод)»'.

    Следует также отметить, что в ведомственных нормативных правовых актах и исследовательской литературе нередко используются как синонимы такие категории: «особо важные объекты», «критически важные объекты», «важные государственные объекты», «объекты особой государственной важности», «объекты стратегического значения», «режимные объекты», «гипераварийные объекты». В протоколе совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г, № 4 закреплено понятие «критически важные для национальной безопасности объекты инфраструктуры»2. Такое разнообразие нормативных определений, как минимум, свидетельствует об отсутствии в настоящее время четкого понятийно-категориального аппарата, относящегося к рассматриваемой сфере общественных отношений.


    Please publish modules in offcanvas position.