4. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ОСНОВА ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО ТЕРРОРИЗМА И КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ
В свою очередь, криминальный религиозный экстремизм необходимо рассматривать как целостную совокупность (систему) признанных преступлениями общественно опасных деяний, направленных на формирование и распространение любыми способами религиозных идей (совокупностей религиозных идей), произвольно объявленных истинными в ущерб всем иным религиозным либо светским идеям, а также на реализацию этих идей уголовно наказуемыми способами.
Осенью-зимой 2004-2005 гг., с использованием инструментария открытых и опубликованных социологических исследований ВЦИОМ, нами был проведен опрос 1000 студентов юридических факультетов вузов Москвы и Новосибирска. Его результаты в определенной степени подтверждают сделанный здесь ранее вывод о разнообразии, взаимосвязи и взаимообусловленности форм религиозного экстремизма.
Так, 9,8% опрошенных учащихся юридических факультетов высших учебных заведений полагают, что религиозный экстремизм — это особое состояние индивидуального или общественного сознания; 11,2% определяют это явление как некоторую совокупность идей; 68,8 — как систему деятельности; и, наконец, 10,2 — как специфические движения и организации.