Этнорелигиозный терроризм - Особенности экстремистского религиозного сознания

    Содержание материала

    Особенности экстремистского религиозного сознания

    проявляются в тотальном подчинении жизни его системы ценностей, поведения человека той или иной религиозной идее.

    Как только происходят неоправданная, не основанная на реальности гиперболизация какой-либо проблемы; придание свойств целого отдельной части социального явления; сведение многообразия жизни только к этому аспекту бытия или имеет место отрицание иных способов видения мира, можно говорить об экстремизме как состоянии сознания (индивидуального или общественного).

    Разделение мира на две различные группы; «мы«- (хорошие, умные, трудолюбивые, справедливые и т.д.) и «они» (плохие, готовящиеся на нас напасть, угрожающие нам, хуже образованные и т.п); перенос негативных черт отдельных лиц на всю социальную (религиозную, национальную) группу — все это неотъемлемые черты экстремистского сознания. Именно это обстоятельство способствует обезличиванию представителей иной социальной группы и делает возможным применение насилия, вплоть до совершения преступлений террористического характера, по отношению к ним.

    В результате нашего опроса студентов юридических факультетов вузов выявлено, что подобная деформация сознания присуща достаточно большому слою молодых людей. Хотя, на первый взгляд, какие-либо неблагоприятные тенденции в общественном сознании молодежи отсутствуют. Так, 60,6/о опрошенных студентов отмечали, что к людям иных национальностей относятся равнодушно или терпимо, в то же время 13,4% респондентов связывали свое отношение с поведением «инородцев» и «иноверцев», а также с ситуацией.

    Однако более детальный анализ показывает, что 39,6% опрошенных испытывают неприязнь к представителям иных национальностей, при этом 51,8% — указали обобщенно на «кавказцев», а 26,4 — выделили чеченцев.

    Лишь 29% респондентов позитивно относятся к идее «Россия — для русских», 49,3 — полагают, что представители нерусских национальностей пользуются в России слишком большим влиянием.

    По мнению 62,6% опрошенных, существуют народы, которые разжигают национальную рознь, из них; 39,5 — называют чеченцев. 35,3 — мусульман, 19 — «кавказцев», 5.6 — евреев, 6 — русских, еще 13,7% приходится на представителей 16 других национальностей1.

    Подобные убеждения формируются, прежде всего, на основании собственного опыта. Участники опроса отмечали широкое распространение бытового национализма: 58,7% из них были свидетелями насилия, оскорблений или унижений других людей в связи с их этнической, национальной, расовой принадлежностью и вероисповеданием (причем в 10,3% случаев это были избиения), 6% сами становились жертвами.

    Экстремистское сознание нуждается в соответствующей идеологии, и в этом случае обращение к религиозным системам выглядит практически закономерным. Религия, в силу присущей ей функции интеграции, объединяет группу людей, дает ей общий смысл, помогает найти свое место в окружающем мире. Не случайно в массовом сознании зачастую смешиваются принадлежность к религиозной группе и национальность («православный» — «русский», «католик» — «итальянец» и тл.). В то же время религия, выделяя одну группу, противопоставляет ее другим. В периоды социально-политических катаклизмов, разрушения светской системы ценностей именно этот аспект начинает превалировать.

    Как представляется, само содержание идеологии не имеет значения. Это и понятно, поскольку любая проблема (построение идеального мира, борьба за чистоту веры, возвращение к истокам ислама и т.д.) может быть провозглашена как основная, главенствующая и требующая всеобщего внимания, единственно важная, т.е. доведена до «крайности». В частности, в основе деятельности членов «Хизб ут-Тахрираль- Ислами» лежит идея необходимости создания всемирного исламского

    ' Сумма составляет более 100%, поскольку имелась возможность нескольких выборов.

    Халифата. Члены этой организации в своих речах отмечают, что лишь «ислам — правильная религия», «другие религии не имеют права на существование». Кроме того, они указывают, что «русские притесняют мусульман». В высказываниях проповедников содержатся также призывы к борьбе с неверными, подкрепленные якобы соответствующими цитатами из Корана. Допустимыми являются все средства, вплоть до физической расправы и вооруженной борьбы. Единственными ценностями признаются те, которые вытекают из религиозной доктрины. Остальное (например, светские ценности, нормы права, гражданские права и обязанности) зачастую не имеет значения.

    Сама по себе доктрина «мертва», если ее никто не разделяет и не пытается воплотить в жизнь, В связи с этим можно выделить еще одну форму религиозного экстремизма — совокупность действий по реализации соответствующей идеологии.


    Please publish modules in offcanvas position.