Этнорелигиозный терроризм - 3.2. Причины этнорелигиозного терроризма на Северном Кавказе

    Содержание материала

    3.2. Причины этнорелигиозного терроризма на Северном Кавказе

    Полагаем, что при изучении и объяснении терроризма нельзя ограни - чиваться лишь рамками Чечни. Акты терроризма имеют место и в других местах этого региона, прежде всего в Дагестане и Ингушетии, события в которых, конечно, теснейшим образом связаны с Чечней. В первую очередь отметим такой терророгенный фактор, как общинное устройство жизни в Чечне и некоторых других национальных регионах Северного Кавказа. Оно порождает общинную идеологию и психологию, весь строй отношений к себе и окружающему миру.

    Нельзя не согласиться с А. Гейвандовым, что события, происходящие в Чечне, демонстрируют попытку восстановления догосударствен- ных форм общинного регулирования, норм обычного права (основанного на обычае). Кровная месть, захват заложников — инструменты первобытно* общи иного строя, в котором еще не сформировалось понятие о личности и человек считается не самостоятельным существом, а имуществом рода. Кровная месть может существовать только в донацио- нальном обществе, члены которого относят себя не к единому народу, а к различным родам. В обществе, не преодолевшем родо-племенной раздробленности, не существует понятия единой законности. Наказание преступника считается частным делом заинтересованной стороны, а порядок воспринимается как паритет противопоставленных интересов общин. Государство — инструмент совмещения интересов — возникает там, где появляется понятие об общем благе.

    Дольше всего институты первобытного общества сохраняются на географически изолированных территориях — на островах, в горах, пустынях или степях, джунглях, тайге. До кавказских событий кровная месть была нам больше известна в островном варианте — как сицилийская вендетта. Остров Сицилия стал родиной и тайного террористическою союза — мафии. Такие союзы поддерживали порядок в первобытных племенах до эпохи вождей (и часто противодействовали установлению централизованной власти). Они ведали вопросами обороны, казнили нарушителей обычаев и совершали ритуальные убийства, гак как имели эзотерическую основу.

    До последнего времени сохраняли функцию «поддержания обычая» тайные общества Тропической Африки, например «андзимба» в Конго. В Нигерии, недавно напомнившей о себе исламистскими погромами, всплеск активности племенных террористических обществ наблюдался в 1960-е годы, сразу после обретения независимости, в борьбе за власть группировок традиционной знати. В связи с террористическими обществами Европы в первую очередь вспоминаются горная Страна Басков, острова Ирландии, Корсика. Человек с общинным стереотипом адаптации считает себя не обладателем прав и обязанностей, а только представителем субъекта права — общины. Адаптируется к новым условиям община, а не каждый ее член, вступающий в отношения с «представителем своей общины» или «представителем другой общины».

    Религиозный фундаментализм (экстремизм), который является питательным источником терроризма, берет свое начало не в конце XIX в., а значительно раньше. То же христианство было нетерпимо к другим религиям, даже течениям в своей, жестоко преследовало их. Фундаментализм не есть просто результат потери нравственных ценностей и религиозной неопределенности. Фундаменталисты не теряли нравственных ценностей по той причине, что их не было у них. Как и религиозной неопределенности у них тоже не было, наоборот, их религиозные ориентиры четко указывали пути решения проблем. У них было стремление сохранить исконные традиции и верования, а также противостоять светскому духу времени. Фундаменталисты всех религий пытаются не только отстоять традиционные системы доктрин и образ жизни для себя, но и навязать их другим, подогнать социальные структуры под свои фундаменталистские убеждения. Ими еще движет плохо осознаваемый страх, боязнь потерять нечто очень важное и защитить себя от возможной угрозы. Фундаменталисты также мстят за ранее понесенные обиды и поражения.

    Политизация ислама наиболее очевидна в мусульманских странах, отождествляющих исламское право с законами государства. Мусульманская юстиция рассматривает политических преступников в качество бунтовщиков, а бунт относит к преступлениям, посягающим на нрава Аллаха, т.е. на интересы всего мусульманского сообщества. Ислам но многом базируется на идеологии и психологии общины, закрепляет и защищает их. Особенностью общины является то, что она поглощает личность, которая значима постольку, поскольку признается общиной, которая представляет собой институт первобытного, догосударствен- ного общества.

    Провал попытки создания в Чечне государства объясняется именно общинным укладом жизни народа. Но мы знаем целый ряд исламских государств с хорошо отлаженной государственной машиной, а это является свидетельством того, что там общинный уклад успешно преодолен или преодолевается. Сопротивление западной цивилизации мусульманского мира имеет место и по той причине, что она явно vipo- жает общине и ее ценностям, психологии.

    Описанную терророгенную ситуацию как конфликт цивилизации можно отнести ко всем террористическим явлениям в современном мире, но ее частные проявления имеют место в отдельных странах, в том числе России. Однако причины этнорелигиозного терроризма в нашей стране достаточно специфичны. Они определяются тем, что основная масса террористов и волна терроризма — с Северного Кавказа, где наибольшее распространение имеет ислам. Народы этого региона были покорены Россией только во второй половине XIX в., после многолетних войн, и стереть такое из их памяти невозможно. Поэтому нынешнее северокавказское сопротивление вполне можно считать продолжением той освободительной войны, хотя реализуется оно сейчас совершенно недопустимыми, доцивилизованными способами.


    Please publish modules in offcanvas position.