Этнорелигиозный терроризм - Административно-предупредительные меры в системе мер противодействия терроризму

    Содержание материала

    Административно-предупредительные меры в системе мер противодействия терроризму

    занимают заметное место. Федеральный закон «О противодействии терроризму», закрепляя принципы антитеррористической деятельности, называет в их числе приоритет мер предупреждения терроризму (ст. 2). Социальная ценность административно- предупредительных мер состоит в предотвращении террористической деятельности; их применение носит упреждающий характер.

    Общая характеристика и классификация мер административного принуждения достаточно полно представлены в правовой литературе. Поэтому обратимся к административно-предупредительным мерам, наиболее часто применяемым в антитеррористических целях, К ним относятся как применяемые в обычной правоохранительной практике (проверка документов, досмотр транспортных средств, грузов и др.), так и меры, осуществляемые в рамках контртеррористических операций. Перечень последних, как указывалось, приведен в ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму».

    Именно они составляют содержание правового режима контртеррористической операции. При этом следует иметь в виду, что предупредительные меры не только «работают» на предотвращение террористических актов (контроль телефонных переговоров, ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.), но и обеспечивают при проведении контртеррористических операций безопасность населения (удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, временное отселение проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений и др.).

    При анализе административно-предупредительных мер можно заметить их персонифицированный характер. Такой признак не является универсальным для всех рассматриваемых принудительных мер. Отдельные их виды действительно носят персонифицированный характер (проверка документов у физических лиц, доставление, личный досмотр и др.). Но многие используемые в антитеррористической деятельности административно-предупредительные меры обладают общепревентивными свойствами. Таковы, например, введение карантина, санитар но-противоэпидемические, ветеринарные и другие карантинные мероприятия, ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, отдельных участках дорог, объектах и др.

    Особое место среди административно-предупредительных мер занимает досмотр. Данная мера применяется в повседневной практике милиции, таможенных и органов воздушного транспорта. Порядок досмотра урегулирован соответствующими кормами Закона РФ «О милиции», Таможенного кодекса РФ, Воздушного кодекса РФ и других нормативных правовых актов. Так, в соответствии со ст. 85 Воздушного кодекса РФ, в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, обязательному предполетному, а также послеполетному досмотру, в случае его проведения в соответствии с Законом «О милиции», подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе веши, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта. Порядок названного вида досмотра определяется Руководством по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, утвержденным приказом Минтранса России от 21 ноября 1995 г, № 102 (с изм. от 30 сентября 2005 г.).

    Основной задачей досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров с целью захвата (угона) этих судов или стать причиной чрезвычайного происшествия (п. 1.3 Руководства). В Приложении 2 к Руководству содержится Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке пассажирами и членами экипажей в салонах гражданских воздушных судов.

    Следует отметить, что в связи с возросшей угрозой террористических актов на гражданских воздушных судах или с их применением ужесточены правила предполетного и послеполетного досмотра. В настоящее время он проводится с обязательным участием сотрудников милиции (ранее это была компетенция только работников гражданской авиации).

    Применяется досмотр и в контртеррористической операции. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с нее проводится досмотр физических лиц и находящихся при них вещей, а также транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств. Основная задача досмотра в этих условиях — не допустить проноса (провоза) оружия и других предметов и вешеств, которые могут быть использованы для осуществления террористической деятельности.

    Следует подчеркнуть, что профилактика терроризма не исчерпывается только применением принудительных мер предупреждения. Она включает широкий спектр мер политического, экономического, информационного и организационного характера. Современная практика уже выработала ряд эффективных мер, позволяющих снизить порог риска террористических актов. Среди них — создание зон безопасности наиболее уязвимых объектов (учебных, лечебных учреждений, рынков и др.), введение на каждый из объектов паспорта антитеррористической защищенности и др.'. В них не только содержатся сведения о соответствующем объекте, его персонале, технической оснащенности, но и моделируются возможные критические ситуации, варианты действий охраны, милиции и работников.


    Please publish modules in offcanvas position.