Этнорелигиозный терроризм - Техногенные риски для населения,

    Содержание материала

    Техногенные риски для населения,

    объективно обусловленные самим фактом существования подобных производственных, инфраструктурных, жизнеобеспечивающих и иных объектов, террористическая деятельность трансформирует в риски иного рода, связанные с возможностью их использования для достижения террористических целей. Тем самым потенциальная техногенная опасность рассматриваемых объектов, т.е. вероятность возникновения аварий вследствие технических сбоев усиливается существующими террористическими угрозами. Техническая и социальная составляющие рисков в данном случае сливаются в единое целое, и это обстоятельство необходимо учитывать при строительстве и размещении потенциально опасных объектов — речь идет о необходимости в обязательном порядке учитывать такой фактор, как состояние оперативной обстановки в зоне предполагаемого размещения объекта, близость его к очагам вооруженных и иных конфликтов, Вместе с тем возможность совершения акций технологического терроризма во многом обусловлена наличием либо отсутствием объектов данной категории.

    Таким образом, термин «высокорисковый» в контексте терроризма позволяет в рамках одного понятия совместить два важнейших содержательных компонента. Высокорисковый, как источник потенциальной техногенной опасности, и высокорисковый — как потенциальная цель террористического посягательства.

    Дуализм связи «технологический терроризм — высокорисковые объекты» выражается также и в том, что последние выступают одновременно и как цели, и как орудия преступных деяний. Следовательно, выстраивание системы безопасности данных объектов должно вестись с учетом анализа двух этих сторон.

    Из сказанного следует, что проблемы формирования системы предупреждения технологического терроризма и обеспечения безопасности высокорисковых объектов тесно взаимосвязаны и во многом имеют общий объем содержания. Безусловно, защита от посягательств террористического характера потенциально опасных объектов является лишь частью комплекса задач по обеспечению их безопасности в целом, поскольку последняя включает в себя ряд иных аспектов, например, связанных с соблюдением установленных технических норм и правил размещения данных объектов на территории и в населенных пунктах, контролем за технологическими режимами производства и сроками замены выработавшего свой ресурс оборудования, внедрением современных средств контроля за производственным процессом и т.д. Таким образом, система предупреждения технологического терроризма, составной частью которой выступает комплекс мер физической и иной защиты высокорисковых объектов, встраивается в общую систему обеспечения безопасности последних.

    С точки зрения типологии этих объектов, анализ нормативных правовых актов и научной литературы позволяет констатировать не совсем четкое разграничение таких дефиниций, как «классификация», «категорирование», «систематизация», «типизация», и производных от них понятий — «класс», «категория», «система», «тип» Это выражается даже в наименованиях соответствующих нормативных документов, например, постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» и от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Из сказанного логично вытекает вывод о том, что на законодательном уровне к настоящему времени пока еще не выработан единый подход к определению объектов, представляющих повышенную опасность и одновременно являющихся потенциальными мишенями технологического терроризма. Не существует и методики их систематизации. Отсутствие единого подхода не позволяет оптимальным образом распределить эти объекты по категориям (дать их классификацию), что, в свою очередь, затрудняет планирование мероприятий по защите данных объектов от диверсионно-террористическнх посягательств, с учетом их особенностей и других мер, направленных на обеспечение безопасности.

    Очевидно, что представители заинтересованных органов федеральной законодательной и исполнительной властей пока находятся на той стадии работы на данном направлении, когда удалось только лишь очертить примерный круг рассматриваемых объектов. Приведение их к определенной логической схеме и ее правовое закрепление на федеральном уровне являются следующими шагами на пути выстраивания системы их безопасности, а следовательно, и формирования целостной системы предупреждения акций технологического терроризма.

    Существующая на данный момент в Российской Федерации правовая база не позволяет дать четкой классификации высокорисковых объектов, выделить признаки входящих в нее категорий объектов. Проблему представляет также и то, что эти нормативные акты относятся к разным отраслям права, а также разным уровням в иерархии правовых источников, вследствие чего они не образуют единой нормативной системы. Следует отметить при этом, что большинство нормативных правовых актов, содержащих нормы, направленные на обеспечение безопасности высокорисковых объектов, относятся к отрасли административного права. В рамках последнего безопасность рассматриваемых объектов, в частности, вписывается в сферу, защищаемую нормами чрезвычайного законодательства1.

    Исходную проблему в процессе выстраивания системы безопасности высокорисковых объектов (включая их защиту от возможных диверсионно-террористических акций) составляет их классификация и категорирование по различным критериям, с целью выбора оптимальных средств защиты, решения правовых, организационных, материально-технических и иных проблем, с этим связанных. Речь, следовательно, идет в первую очередь о потенциально опасных объектах (несущих техногенные риски), которые при подготовке и осуществлении террористической акции выступают для преступников одновременно и как непосредственная цель, и как средство (орудие). Именно они (цели- орудия) и нуждаются в категорировании с целью установления степени их диверсионно-террористической уязвимости и выработки мер по обеспечению безопасности.

    ! Например, Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и "О военном положении» (одержат ряд норм, направленных на защиту потенциально опасных it объектов жизнеобеспечения в условиях соответствующих специальных правовых режимов.

    Таким образом, четкое выделение категорий высокорисковых объектов по степени их потенциальной опасности и уязвимости позволяет на этой основе провести столь же четкое разграничение категорий данных объектов по степени их диверсионно-террористической уязвимости; определить субъектов, обеспечивающих их безопасность, включая террористические угрозы; установить для каждой категории соответствующий уровень защиты, определяемый объемом и спецификой организационных, охранных, режимных и иных мер. В итоге это позволит выработать и нормативно закрепить на федеральном уровне общие требования к системе безопасности высокорисковых объектов с точки зрения возможности совершения в отношении их диверсионно-террористических акций.


    Please publish modules in offcanvas position.