Этнорелигиозный терроризм - 5. САМОУБИЙСТВЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ

    Содержание материала

    5. САМОУБИЙСТВЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ

    Знание о том, кто становится террорист ом-самоубийцей и как готовят таких людей, имеет большое практическое значение. Близко к самоубийственному терроризму примыкают те террористы, которые захватывают заложников или какие-нибудь важные объекты, с последующим предъявлением требований. Здесь гибель террористов весьма возможна, ноне обязательна. Она может произойти, например, при атаке спецподразделений. Представляется, однако, что последний вариант нельзя относить к самоубийственному терроризму, так как в этих случаях преступники хотя и предвидят возможную смерть, но планируют достижение поставленных целей не путем собственной гибели, а иными способами.

    Самоубийственный терроризм, как и терроризм в целом, всегда — проявление слабости, К нем;' прибегают, когда по-другому не могут решить те или иные задачи. Это положение относится не только к области терроризма, но и к войне: к самоубийственным атакующим действиям прибегают лишь в случае, когда обычными военными средствами нельзя достигнуть цели. Здесь можно сослаться на японских камикадзе и советских солдат в годы Второй мировой войны. В сильных победоносных армиях такое, как правило, не практикуется. Естественно, что и насаждать подобное в армии, специально обучать ему можно лишь при наличии определенной ментальности, соответствующих духовно-нравственных установок. В отдельных случаях в самопожертвовании заинтересованы государство и террористические группировки (например, этнорелигиозные), если им нужны поводы для возбуждения жажды мести за погибших. Это наблюдалось, например, во время чеченских войн.

    Одни из самых сложных вопросов: из кого выбирают террористов- самоубийц, как их готовя!, какие методы для этого используют? Здесь много зависит от характера и объекта намечаемого террористического акта. Атаки японских камикадзе в годы Второй мировой войны или исламских экстремистов на небоскребы Нью-Йорка, здание Пентагона в Вашингтоне, несомненно, требовали тщательного отбора и длительной подготовки кандидатов в самоубийцы. Как следует из имеющихся эмпирических материалов, эта подготовка включает в себя психологический, технический, оперативный, иные аспекты, в зависимости от конкретных задач, которые поставлены перед террористами. Но, как минимум, в ней присутствуют во всех случаях психологические и технические составляющие.

    Самоубийцам и террористами, как показывает мировой опыт, часто выступают дети и подростки. Для Палестины это, к несчастью, стало обыденным явлением. Иначе трудно расценить тот факт, что 27 июня 2002 г. палестинское телевидение показало фильм под названием «Дети- патриоты и мученическая смерть», в котором приводятся высказывания доктора Фаделя Абу Хина, «ученого», психолога, относительно феномена участия детей в палестинской «интифаде». Он, в частности, отметил, что слово «шухада» (акт суицидального террора) имеет обязывающее значение для большинства палестинских детей и всей исламской общины, причем оно отнюдь не означает безвременный уход из жизни. Посредством такого действия ребенок может стать активным участником «интифады».

    Абу Хин представил также вниманию своей телевизионной аудитории результаты социологического опроса, проводившегося сотрудниками Исламского университета в апреле 2001 г. В нем учитывались мнения тысячи подростков в возрасте от 9 до 16 лет, проживающих в секторе Газа. 49% опрошенных уже принимали активное участие в «интифаде» и 73 — заявили о желании стать «шахидами» (мучениками). Подобные статистические выкладки наглядно свидетельствуют о том, что в настроениях детей и подростков на палестинских территориях преобладают экстремистские тенденции и такие дети представляют собой идеальную вербовочную базу для организаторов антинзраильской террористической кампании.

    Можно сослаться и на другое телевизионное интервью, в котором воспитательница образовательного учреждения говорит о том. что «детские сердца переполнены не только ужасом, но также и стремлением совершить "шухаду"; акт "шухады» превратился в объект мечтаний для многих палестинских детей, полагающих, что только таким путем можно добиться высокого авторитета среди соотечественников и заслужить «вечную славу».

    Самоубийцами выступают молодые женщины, в частности, из мар- гинализированных общественных слоев. Это, как правило, неудачницы в жизни: не имеют семьи, потеряли близких родственников во время военных действий или совершения теми террористических актон, не могут найти своего места в жизни.

    Обычно самоубийцы-террористы — это фанатически заряженные лица, чей фанатизм питается религией и ненавистью к народу, который они считают своим врагом.

    Как показывает изучение проблемы самоубийственного терроризма израильскими специалистами, обязательным элементом подготовки к суицидальному террористическому акту является составление «завещания шахида*-. Подписав его, он, тем самым, принимает на себя обязательства перед собой, Аллахом, соотечественниками, своими командирами и наставниками. Одновременно «завещание шахида» служит официальной санкцией на отправку смертника к месту исполнения теракта: «ша- хид», подписавший такое завещание, не имеет права отказаться от возложенной на него миссии.


    Please publish modules in offcanvas position.