Этнорелигиозный терроризм - представления о межнациональном коллективизме

    Содержание материала

    представления о межнациональном коллективизме

    Вместе с тем специфичными остаются представления о межнациональном коллективизме и об отношениях с другими народами, о соотношении общественных, индивидуальных и клановых интересов. Господство в сознании кланово-зтнического элемента, в ущерб общенациональным, государственным интересам, отмечается у немалого числа политиков, принадлежащих к названным обществам.

    Представления о собственной этнической исключительности делают групповые нормы господствующими. По этой причине утверждение противоправной деятельности служит логическим продолжением желания использовать любые возможности, которые предоставляет этим группам общество, С точки зрения групповой морали люди, не принадлежащие к данной этногруппе, не являются полноценными. Пользуясь достижениями того общества, в которое вклиниваются данные общности, они часто не ощущают с ним какого-либо единства целей, что легко заметить не только в России, но и в других странах. При этом с легкостью могут переходить от законной деятельности к противозаконной.

    Своеобразная групповая мораль отделяет их от общества, сплачивает и заставляет действовать только в своих интересах (например, российских цыган). Реальная опасность перехода этих этногрупп к террористической деятельности может возникнуть в другом регионе как полное повторение событий в Чечне. Тогда из возможности получения сверхдоходов в сочетании с попыткой идеологического обоснования собственной вседозволенности, под видом обеспечения национального самосознания и независимости, вырастает настоящий террористический режим.

    В тех районах Северного Кавказа, где имеют место террористические проявления и поэтому проводятся контртеррористические операции, создается особая криминальная обстановка, в свою очередь способствующая совершению новых преступлений. Так, проведенный с нашим участием опрос населения Чечни показал, что оно более или менее постоянно сталкивается с насильственными преступлениями как следствием родовой вражды или кровной мести (7% опрошенных), террористического характера (24,1%). Многие убеждены, что среди окружающих их людей каждый четвертый сам совершает преступление либо оказывает содействие преступникам, или хорошо осведомлен о тех, кто совершает преступления, пользуется их результатами (7,7%). Неудивительно, что 20,3% опрошенных боятся быть похищенными, а 35,7 — стать жертвой терроризма.

    В такой обстановке население мало доверяет правоохранительным органам. Например, суду не доверяют 27,3% опрошенных, боятся с ним иметь дело — 6,3; прокуратуре по тем же критериям — 26,9 и 3,1; милиции — 32,5 и 3,8; таможенным органам — 30,4 и 3,8; налоговой полиции — 31,1 и 3,5; органам ФСБ — 35,3 и 17,8. Легко заметить, что наиболее негативные отношения населения существуют к органам ФСБ.

    Важный эмпирический материал, полученный нами по результатам опроса работающих в Чечне сотрудников правоохранительных органов, характеризует причины участия в террористических акциях и незаконных вооруженных формированиях. Если признать наиболее осведомленными сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел и ФСБ (всего 316 человек), то большинство из них склоняются к тому, что лидерами организованных террористических формирований движут следующие мотивы:

    — стремление к сепаратизму и объединению с остальным мусульманским миром;

    —   создание независимого государства и возможность самостоятельного решения вопросов государственной и иной политики в рамках национальных обычаев и традиций;

    — использование терроризма преимущественно как криминального предпринимательства, приносящего доходы и обеспечивающего власть.

    Об этом сказали 83% сотрудников прокуратуры, 94 — органов внутренних дел и 95 — ФСБ. Они называли и другие мотивы, но все они в сумме не могли составить 100%.

    Что касается мнения тех же экспертов в отношении рядовых членов террористических организаций, то голоса опрошенных в основном распредилились следующим образом;

    —   участие в организациях и террористических актах во имя победы ислама (среди сотрудников прокуратуры — 18; органов внутренних дел - 20; ФСБ - 27%);

    — участие в организациях и террористических актах в силу того, что выросли в военных условиях, ничего больше не умеют делать, считают свои действия единственно возможными и оправданными (соответственно 27, 36, 42%);

    — рассматривают это как единственный источник дохода (49, 28, 49%);

    — боятся ответственности за отказ от участия в преступных организациях и террористических акциях (18. 15, 22%).

    Были и другие ответы, которые не составили столь же значимых групп из-за их малочисленности.

    Представляет немалый интерес ответы опрошенных сотрудников о том, кем являются члены незаконных вооруженных формирований. По мнению экспертов, это чаще всего местные представители коренной национальности того региона, в котором функционирует формирование, и местные жители независимо от национальной принадлежности — 38,2 и 33,3%. Из числа других групп обращают на себя внимание те, кого опрошенные обозначили как приезжих — иностранцев из дальнего зарубежья: их оказалось около 17%.


    Please publish modules in offcanvas position.