Преступность среди социальных подсистем - Криминологические исследования, проводимые при исполнении наказания,

    Содержание материала

    Криминологические исследования, проводимые при исполнении наказания,

    могут быть двух видов:

    i) совершенно не имеющие отношения к деятельности уголовно-исполнительных органов, например, исследование причин и условий преступлений, совершенных на свободе;

    г) исследующие систему уголовно-исполнительных органов, причины и условия преступлений, совершаемых при исполнении наказаний.

    По нашему мнению, любое исследование, проводимое при исполнении наказаний, особенно связанное с лишением и ограничением свободы, надо начинать с этапа изучения документов, например, анализа экономической деятельности предприятия ИУ или организации, где работают ограниченные свободы, личных дел осужденных, поскольку именно личные дела помогут дать исследователю более или менее объективную исходную информацию.

    При этом возможно применение самых различных методов — и массовых опросов путем распространения анкет, и индивидуального интервьюирования, и наблюдения, обычного и включенного, а также проведение экспериментов, социометрических измерений, тестовых испытаний.

    Организация открытого наблюдения в местах лишения свободы весьма сложна, так как обычным для осужденного является недоверие, опасение, что эти результаты могут быть применены против него. Но и такое наблюдение может быть эффективным, если осужденные предупреждаются о научном характере исследований, например, проводимых с целью проверки эффективности законодательства, с целью его последующего изменения, о его анонимности (в заполняемых материалах не указываются данные о личности опрашиваемого).

    Но наиболее достоверные данные дает, конечно, скрытое наблюдение. При этом условием эффективности, как писал профессор В. Г. Деев, является следующее: «Информацию, полученную в ходе скрытого наблюдения, не следует делать достоянием других лиц, так как это может усилить недоверие во взаимоотношениях осужденных, вызвать конфликтные ситуации»'1. Он также определял; что в ИУ предпочтительнее проводить включенные наблюдения, которые позволяют изучать все стороны деятельности осужденного, что наиболее благотворная атмосфера имеется в школе при получении осужденными основного или полного общего образования, при обязательном начальном профессиональном образовании или подготовке, на производстве. Учитель школы, а равно преподаватель профессионального обучения, мастер производства постоянно общают-i ся с правонарушителями, контролируют их деятельность, а также иногда сообща выполняют учебные и производственные задания. Эти лица не причисляются осужденными к сотрудникам колонии, что несколько облегчает осуществление ими плодотворного наблюдения. При этом было установлено, что его эффективность зависит от соблюдения некоторых обязательных условий: i) исследователь должен всегда руководить деятельностью оужденных; 2) быть принципиальным в оценке их поведения; 3) стремиться положительно воздействовать на их личность; 4) уточнять полученные данные через применение других методов (беседы, анализ материалов личного дела, социометрические опросы и проч.)18.

    При проведении разного рода опросов, осуществляемых непосредственно исследователями, следует говорить о том, что исследователь от результатов исследования не получает никакой личной выгоды. Кроме того, лучше всего на осужденных действует пример кропотливого, утомительного, обязательного труда самого исследователя. При этом необходимо помнить, что кино-, фото- и видео-' съемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих оужденных (ч. 3 ст. 24 УИК РФ),

    Наиболее глобальные последствия непосредственно для деятельности органов, исполняющих наказание, имеет проведение там' экспериментов. Успешное применение эксперимента позволило в

    " Методика конкретных исследований в ИТУ. Рязань, 1978. С. 32. Там же. С. 33-34.

    свое время внедрить в практику деятельности ИУ отрядную систему, безналичный расчет, колонии-поселения, ввести институт ДПНК (в настоящее время — «оперативный дежурный»), условное осуждение (освобождение) с обязательным привлечением к труду (отменено в 1993 г. и возрождено в новом УК РФ 1996 г. (ст. 53) в виде ограничения свободы, исполняемого в исправительных центрах (ст. 47-60 УИК РФ).

    Профессора В. Г. Деев и М. П. Мелентьев писали о том, что эксперимент в ИУ представляет собой научно поставленный опыт, позволяющий в заданных и контролируемых условиях определять эффективность правовых, психолого-педагогических, управленческих и иных преобразований9

    Учитывая специфику ИУ, МВД в свое время разработало инструкцию об организации и проведении эксперимента в ИУ. В ней обращается внимание на то, что разрешение на проведение эксперимента, осуществление которого связано с изменением действующих нормативных актов МВД, дает только министр внутренних дел. Эксперимент возможен, если:

    i) намеченные экспериментальные преобразования не противоречат действующему законодательству;

    г) не влекут за собой изменений правового положения осужденных;

    3)    обеспечивают глубокую проверку выдвинутой гипотезы;

    4)      устойчивость полученных результатов;

    5)       своевременность внедрения новых форм и методов работы в деятельность ИУ, если в качестве контрольных и экспериментальных объектов выбраны наиболее типичные службы и подразделения ИУ.

    Для исследования микроклимата осужденных проводятся и социометрические измерения ", позволяющие создавать отряды, в которых можно результативнее осуществлять исправление осужденных, получать эффективные результаты их совместного труда на производстве (формировать бригады).

    19   Там же. С. 84.

    20                                  Там же. С. 64-75; см. также: Практикум «Психодиагностика осужденных». Рязань, 1993. С. 10-96, и др.319

    318



    Please publish modules in offcanvas position.